«Сходная ситуация сложилась и в Южно-Китайском море — и, когда мы рассматриваем вопрос об операциях по обеспечению свободы навигации и о способности действовать в международных водах, Соединенные Штаты заявляют о своем праве иметь возможность это делать», — заявил министр военно-морских сил США Кеннет Брейтвейт.
Вашингтон — Военно-морские силы США начнут проводить регулярные патрулирования у российских берегов в Арктике, которая все больше освобождается от льда, чтобы препятствовать наступлению Москвы на Крайнем Севере. Об этом во вторник, 5 января, сообщил министр ВМС США Кеннет Брейтвейт (Kenneth Braithwaite).
«Вы увидите, что ВМС США будут снова действовать более последовательно за Северным полярным кругом», — заявил Брейтвейт в своем интервью, которое, скорее всего, станет его последним интервью перед тем, как новая администрация Байдена начнет свою работу 20 января.
В ходе интервью министр представил новую Арктическую стратегию ВМС США. В декабре ВМС США вместе с Морской пехотой и Береговой охраной обнародовали свою «стратегию трех видов войск», в которой сказано, что американские корабли «займут более жесткую позицию в наших повседневных операциях» по всему миру, чтобы препятствовать авантюризму китайцев и россиян.
В ходе телефонной конференции с репортерами Брейтвейт заявил, что в ближайшие несколько лет Соединенным Штатам придется действовать в Арктике «более настойчиво», чтобы противостоять российским и — в меньшей степени — китайским притязаниям на Крайнем Севере.
Я спросил Брейтвейта, стоит ли Соединенным Штатам начать проводить операции по обеспечению свободы навигации у северного побережья России.
«Сходная ситуация сложилась и в Южно-Китайском море — и, когда мы рассматриваем вопрос об операциях по обеспечению свободы навигации и о способности действовать в международных водах, Соединенные Штаты заявляют о своем праве иметь возможность это делать», — ответил он.
«Это приводит нас в Баренцево море, затем ведет нас вокруг Баренцева моря к Кольскому полуострову — чтобы мы могли увеличить наше присутствие в той части мира. Морские пути на Севере становятся судоходными, и ВМС США собираются гарантировать, что у наших партнеров будет свобода судоходства».
Кольский полуостров — это чрезвычайно милитаризованная зона, где находится мощный Северный флот России, в состав которого входят грозные подводные войска. Русские выходят с Кольского полуострова в Баренцево море, а затем и в Северную Атлантику, что делает воды, окружающие этот регион, крайне важными для проецирования влияния Москвы.
Сравнивая незаконные претензии Пекина в Южно-Китайском море с недавними действиями русских на севере, Брейтвейт добавил: «Мы видим, что некоторые из этих практически равных соперников считают, будто некоторые участки водных территорий принадлежат им одним. Но международное сообщество заявляет, что это международные воды, и мы будем проводить там свои операции. Это и есть та более настойчивая роль, которую мы собираемся на себя взять. Это и есть та более смелая позиция, которая является нашим правом и нашей обязанностью как доминирующей военно-морской силы в мире».
Что касается русских, «Россия вкладывает огромные средства в укрепление своих систем обороны в Арктике и секторов экономики, результатом чего становится многоуровневая милитаризация ее северный рубежей», — говорится в докладе, в котором Москва также обвиняется в осуществлении «непрозрачных и ведущих к обострению» военных операций и незаконному регулированию движения морских судов по Северному морскому пути», что в свою очередь негативно сказывается на безопасности в регионе.
В новой стратегии не содержится призывов к каким-то конкретным действиям или технологиям, которые позволили бы облегчить перевозки через Арктику и сделать их более частыми, но эти два документа в совокупности с комментариями Брейтвейта доказывают, что руководство ВМС США внимательно изучает все возможности в этом регионе.
Это будет нелегко. Учитывая отсутствие глубоководных портов на Аляске, где можно было бы чинить корабли ВМС, неравномерную спутниковую связь над Северным полярным кругом и наличие всего одного функционирующего ледокола Береговой охраны — у России их 50, — довольно трудно представить себе, как Соединенные Штаты могут покорить Север.
В течение нескольких десятилетий Соединенные Штаты использовали свои атомные субмарины, чтобы без лишнего шума вести патрулирование подо льдами Арктики. Брйетвейт отметил, что они, скорее всего, продолжат это делать, даже если на север отправится больше надводных кораблей.
«Наше главное преимущество в этом регионе — это наш подводный флот», — сказал он. «Именно поэтому в докладе "Будущая структура военно-морских сил" мы увидели такой заметный акцент» на необходимости построить 70-80 субмарин в ближайшие несколько лет, чтобы увеличить существующий флот почти в два раза.
Даже если льды продолжат быстро таять, у надводных кораблей все равно будет возникать масса трудностей.
В июле Белый дом распорядился, чтобы Береговая охрана и ВМС США разработали план создания нового поколения потенциально атомных ледоколов, который был представлен в августе. «Мы рассматриваем несколько вариантов», — сказал Брейтвейт, добавив, что это крайне важно, «чтобы мы продолжили работать» в этом направлении. Однако пока неясно, обладает ли американское кораблестроение такими мощностями, которые необходимы для строительства нового флота атомных ледоколов.
Хотя Россия способна заполонить этот регион своими ледоколами, Китай тоже стремится вступить в эту игру, и он уже «строит ледоколы такими темпами, с которыми мы не можем сравниться», как сказал Брейтвейт. Одним из возможных решений этой проблемы может стать аренда ледоколов у союзников, и министр подтвердил, что Соединенные Штаты «рассматривают возможность заполнить этот пробел с помощью наших союзников и партнеров», пока на вооружение не поступят шесть американских ледоколов, строительство которых уже запланировано.
Касательно Китая и России в докладе отмечается, что обе эти страны наращивают потенциалы своих ВМС такими темпами, с которыми Соединенные Штаты не могут сравниться, однако в нем ничего не сказано о том, как можно справиться с этим вызовом.
В докладе говорится, что «Китай инвестирует средства в строительство кораблей — грузовые суда, способные ходить в водах Арктики, танкеры для сжиженного природного газа и атомные ледоколы, — а также в строительство портовой инфраструктуры, чтобы улучшить доступ в Арктику. В ближайшие десятилетия объемы инвестиций Китая, глобальный рыболовецкий флот, а также количество научных, экономических и академических связей с народами и институтами арктических стран, включая совместные предприятия с Россией, вероятнее всего, продолжат расти».