Недавно Мурманский 35-й судоремонтный завод «Звездочка», который входит в состав Объединенной судостроительной корпорации, опубликовал свежие фотографии реконструируемого авианесущего крейсера проекта 1143.5 «Адмирал Кузнецов». Прошло уже больше года с тех пор, как в последний раз освещалось текущее положение и будущее развитие военного корабля.
Для начала следует отметить, что фотографии авианосца, сделанные заводом «Звездочка», эстетически прекрасны и уникальны: крейсер, пришвартованный у подножья заснеженного холма, окружен морозным туманом и освещен лучами восходящего солнца после долгой полярной ночи. Что касается общей техники съемки, то она может удивить большинство репортеров, которые привыкли снимать боевые корабли под широким углом или даже «рыбьим глазом».
Однако, в отличие от техники съемки и эффекта, производимого фотографиями, главный герой, изображенный на них, а именно авианосец «Адмирал Кузнецов», не заслуживает столь высоких похвал. Последние новости о корабле были связаны с пожаром, который произошел 12 декабря 2019 года во время ремонтных работ на Мурманском 35-м судоремонтном заводе.
Пожар на «Адмирале Кузнецове»
Судя по фотографиям, на которых было запечатлено тушение пожара, возгорание началось в ракетной шахте или отсеке вспомогательных механизмов в носовой части военного корабля. Площадь сгоревшего участка до сих пор не известна, однако степень ущерба не была настолько большой, как после пожара американского авианосца «Бона Омм Ричарда», который в результате был законсервирован.
Состояние авианосца
Как видно на фотографиях, сделанных в январе этого года (приведены в оригинале статьи, прим. ред.), крейсер избежал участи быть законсервированным (но когда-нибудь все же этот день настанет), и в целом состояние корабля немного улучшилось.
С одной стороны, работа по ремонту и реконструкции авианосца не прекратилась и медленно продвигается. На фотографиях видно, что вокруг палубной надстройки стоят строительные леса, а полетная палуба накрыта временными навесами и окружена трубопроводами, установленными на период ремонтных работ. Задняя часть полетной палубы, которая пострадала в результате падения тяжеловесного крана при аварии плавучего дока ПД-50 в октябре 2018 года, очищена, но не ясно зачем — для сноса, замены палубы или ремонта. Конечно, вероятно, что реконструкцию невозможно осуществлять в условиях зимнего холода. Поэтому можно сделать вывод, что ремонт и реконструкция авианосца «Адмирал Кузнецов» действительно продолжаются, но очень медленно.
С другой стороны, фотографии показывают, что технологическая модернизация боевого корабля в ходе данной реконструкции весьма ограничена. На самом деле, первоначальный план Военно-морского флота России по модернизации авианосца был весьма амбициозен: планировалось не только заменить восемь паровых котлов КБΓ-4, которые серьезно устарели и находятся в ужасном состоянии, но и обновить основную электроэнергетическую систему судна. Ключевым моментом является замена четырех радиолокационных станций с фазированной антенной решеткой «Марс-Пассат», обладающих сомнительными характеристиками, на новые РЛС 5П20К «Полимент», которые уже показали боевую эффективность на фрегате проекта 22350.
Кроме того, планировалось обновить или заменить РЛС МР-710 «Фрегат-М», которая первоначально использовалась для дистанционной воздушной разведки, а также радиолокационную станцию тактической навигации «Резистор-К42», применяемую для организации боевых воздушных операций и перехвата командных пунктов управления противовоздушными операциями. Таким образом, «Адмирал Кузнецов» по уровню мощности может сравняться с китайским авианосцем «Ляонин» проекта 001.
Ход реконструкции
Судя по состоянию ремонта и реконструкции боевого корабля на момент января 2021 года, среди упомянутых выше мер технологической модернизации завершилась, пожалуй, только модернизация энергосистемы. Еще до аварии плавучего дока ПД-50 в октябре 2018 года были опубликованы фотографии, на которых видно, что к доку подтянули восемь новых котлов. Похоже, это был последний серьезный проект реконструкции крейсера до момента падения тяжелого крана.
После затопления плавучего дока 30 октября 2018 года реконструкция авианосца в значительной степени была направлена на ликвидацию последствий аварии. По данным Объединенной судостроительной корпорации, затопление плавучего дока нанесло кораблю 52 повреждения, а стоимость их устранения составит как минимум 70 миллионов рублей. Навесы и трубопроводы, стоящие в настоящее время на палубе «Адмирала Кузнецова», вероятно, были установлены повторно после обновления энергосистемы. Грубо говоря, была проведена модернизация уже обновленной энергосистемы.
В электрической системе корабля на текущий момент нет никаких изменений. Огромный «Резистор-К42» так и стоит на вершине палубной надстройки. Бесполезные радиолокационные станции «Марс-Пассат» так и не были заменены. Устаревшая станция МР-710 «Фрегат-М» все еще торчит из «Резистора». Вдобавок, строительные леса так плотно окружают палубную надстройку — не похоже, что основное электрооборудование судна будет заменено полностью.
Поэтому можно сделать вывод о том, что электрическая система авианосца будет именно такой. Так называемая «модернизация электрической системы до уровня фрегата проекта 22350» была задумана именно так. В целом, для реконструкции основного оборудования авианосца «Адмирала Кузнецова», за исключением энергетической системы, будет применен способ, который в последние годы широко используется Военно-морским флотом России, — покраска.
Вернется ли «Адмирал Кузнецов» на вооружение в 2022 году?
Если основные аспекты модернизации авианосца «Адмирал Кузнецов» были сосредоточены на силовых и энергетических установках, возможно, что план российской армии о «завершении реконструкции крейсера в 2022 году» действительно будет выполнен в срок.
На сегодняшний день основная работа по реконструкции боевого корабля уже завершена. Сколько времени может занять обновление некоторого вспомогательного оборудования и замена кабелей и трубопроводов? Даже при низких темпах работ с этим можно будет управиться до 2022 года. Однако модернизацию электрической системы корабля невозможно сделать в столь короткие сроки. Если будет проведена модернизация только энергетической системы, то комплексная боевая мощь крейсера будет крайне низкой. Учитывая современную обстановку, где чрезвычайно важны способности перехвата и наведения, боевые характеристики авианосца по окончании модернизации будут такими же, что и до ее начала. Таким образом, даже если реконструкция будет завершена в срок, боевому кораблю будет довольно трудно адаптироваться к обстановке высокоинтенсивного противостояния двадцатых годов текущего столетия.
Кроме того, даже если «Адмирал Кузнецов» вернется на вооружение в 2022 году, у Северного флота есть и другие проблемы, помимо наличия всего лишь одного авианосца. Как известно, масштабы российской военно-морской авиации сильно сократились, хотя по-прежнему теоретически поддерживается система «два полка и одна база». Однако, вооружение как 279-го полка, оснащенного палубными истребителями Су-33, так и 100-го полка с МиГ-29КР или 859-го учебного центра морской авиации, который отвечает за подготовку молодых летчиков, на сегодняшний день находятся далеко не в лучшем состоянии.
Начнем с 279-го истребительного авиаполка. В настоящее время в нем насчитывается менее 20 палубных самолетов Су-33 (точнее всего 12-14 единиц), и только шесть-восемь из них были модернизированы и оснащены прицельно-навигационным комплексом СВП-24, который позволяет выполнять часть задач штурмовой атаки. Однако летно-боевые характеристики самолетов соответствуют 39-й серии Су-27С, выпущенной в 1995 году. Грубо говоря, это уровень истребителей третьего поколения на ранней и средней стадиях, жизнеспособность таких самолетов в современных боевых условиях будет крайне низка. Несмотря на то, что российская армия и раньше предпринимала попытки модернизации Су-33, но этого так и не произошло в течение столь долгого времени. Вероятно, стоит отказаться от этой идеи и использовать истребители в соответствии с текущим техническим состоянием, либо уже списать их со службы.
Палубные истребители Миг-29КР, находящиеся в составе 100-го полка, были закуплены Военно-морским флотом России в 2009 году, когда Индия приобрела две эскадрильи Миг-29К/КУБ. В то время планировалось заменить этими самолетами уже вышедшие из эксплуатации Су-33. Но позже выяснилось, что МиГ-29КР не может полностью заменить Су-33. Причина заключается в меньшем боевом радиусе и отличающейся структуре. Кроме того, по общему техническому состоянию МиГ-29КР сильно уступает Су-33. И Военно-морские силы Индии, и Военно-морской флот России не очень довольны этой моделью боевого самолета.
По техническому уровню МиГ-29КР фактически равен американскому истребителю. F/A-18C/D «Хорнет» или китайскому Шэньян J-15. Эта модель устарела, если сравнивать с группой передовых палубных истребителей третьего и даже четвертого поколения. Но пока российскому Военно-морскому флоту нечем их заменить.
Итак, в конечном счете, возможно, что авианосец «Адмирал Кузнецов» вернется на вооружение Северного флота в 2022 году, как и планировалось ранее. Однако, независимо от общего технического состояния корабля или боевой эффективности палубной авиации, «Адмирала Кузнецова» трудно рассматривать в качестве авианосца, обладающего высокой боевой мощью и способностью отвечать современным условиям противостояния. В значительной степени его можно считать «символом российского Военно-морского флота», используемый для военно-политического устрашения.
Исторически сложилось так, что два авианосца, которые достались Военно-морскому флоту России от Советского Союза, на данный момент находятся на вооружении Военно-морских сил Китая под именами «Ляонин» и «Шаньдун».