Авраам Бург, бывший член и спикер израильского Кнессета, председатель Еврейского агентства и Всемирной сионистской организации, заявил, что больше не хочет быть евреем.
Он рассказал французскому изданию Mediapart, почему попросил не записывать его в реестре Министерства внутренних дел Израиля как еврея. Бург сообщил, что «больше не чувствует принадлежности к еврейскому сообществу».
В 2008 году Авраам Бург опубликовал книгу «Победа над Гитлером», в которой писал, что он долгое время был образцовым израильтянином. Он воплотил в глазах своих соотечественников наследие «сионистской аристократии», правившей страной с момента ее основания, так как был сыном одного из основателей национально-религиозной партии. Авраам Бург был членом Кнессета почти 40 лет и трижды назначался спикером парламента при разных правительствах.
Авраам Бург окончил службу в армии в парашютно-десантных войсках, после чего поступил в Еврейский университет Иерусалима, где изучал социологию. Затем он присоединился к израильской левой политической партии. В 1985 году он был назначен советником премьер-министра Израиля Шимона Переса, а в 1995 году главой Еврейского агентства и Всемирной сионистской организации. В 2008 году Бург заявил, что образование, состоящее из двух государств, вот-вот исчезнет, призвав к созданию одного федеративного государства для двух народов. Он сказал: «Страна не может вместить два независимых государства».
В 1999 году Бург был назначен спикером Кнессета, а в 2000 году на несколько недель стал временным президентом Государства Израиль. Он решил уйти из политической жизни после тщетных попыток встать во главе левой политической партии. Сегодня, несмотря на его путь «израильтянина-идеалиста», он дистанцируется от своего сионистского наследия, что вызвало резкую критику со стороны его бывших друзей, назвавших его поборником «левого экстремизма».
В своей книге «Победа над Гитлером», изданной по случаю 40-й годовщины оккупации палестинских территорий, он отрицает сионистскую идентичность. Авраам Бург считает, что определение Израиля как еврейского государства ведет к краху государства. В «Победе над Гитлером» Бург коснулся израильских доктрин, распространенных среди раввинов в поселениях на оккупированном Западном берегу, которые указывают на нежелание израильского общества обращать внимание на феномен, развивающийся «у него под носом».
«Моя еврейская идентичность»
В 2003 году Авраам Бург сообщил газете Yedioth Ahronoth, что сионистская революция мертва. Он заявил, что Израиль — «сионистское гетто», которое движется к гибели, но упорно определяющее себя как еврейское государство. По его словам, сионизм должен был быть упразднен еще на этапе основания Государства Израиль.
Несколько недель назад Авраам Бург подал исковое заявление в окружной суд Иерусалима с просьбой не записывать его в реестре Министерства внутренних дел Израиля как еврея, потому что, по его словам, он больше не чувствует принадлежности к еврейскому сообществу. Он отметил, что так называемая «Декларация независимости» 1948 года, хотя и не является конституцией страны, имеет довольно противоречивые положения.
В декларации, с одной стороны, говорится, что Израиль является сионистским государством и государством для евреев, а с другой стороны, что он гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, вероисповедания, национальности, расы или политических взглядов.
По словам Бурга, эта позиция очень хороша, если не идеальна, и поэтому «люди вроде меня, которым не нравится текущая ситуация, могут сказать себе, что ситуация не идеальна, но нам есть где жить, потому что так гласят основополагающие принципы 1948 года».
Но с момента принятия закона «О национальном государстве еврейского народа» в июле 2018 года все изменилось. По его словам, смысл закона о национальном характере государства заключается в том, что нееврейский гражданин Государства Израиль наделяется низким социальным статусом, аналогичным тому, от которого в течение многих поколений страдали сами евреи. То, что ненавистно евреям, в результате переносится на их нееврейских граждан.
Этот закон, как говорит Бург, на самом деле по новому определяет отношения большинства и меньшинства в Израиле. Он заявил, что отныне не считает себя принадлежащим к еврейскому народу, и его совесть не позволяет ему классифицировать себя представителем еврейства, поскольку это означает «принадлежность к расе господ». По его словам, этот закон меняет его экзистенциальную сущность, поэтому он просит исключить его из коллектива, в который он больше не вписывается.
Кто такой еврей?
На вопрос: «Вы хотите оставить еврейский народ?» — он ответил: «Что значит быть евреем? Это религия, культура или цивилизация?»
«Быть евреем означает принадлежать к группе людей, исторически определяемых их желанием быть равными, но разными. Мы равны и просим современников сохранить это право быть разными. Добавлю, что, когда я начинал свою политическую карьеру в 80-х годах, я стал придерживаться двух принципов, которыми руководствуюсь до сих пор: отделение религии от государства и прекращение оккупации», — заявил он.
По словам Бурга, закон о национальном характере государства все это отрицает, и определение еврейского общества противоречит тому, что говорится в «Декларации независимости» 1948 года.
«Мы хотим быть большинством, но не позволяем другим быть разными и равными. Я отвергаю изменение облика еврейской общины во имя моего философского и морального наследия. Сегодня я говорю государству, что не принадлежу к его новому еврейскому народу. Я прошу суд вычеркнуть мое имя из национального регистра еврейского народа. Я — исторический еврей. Я верю в равенство, равноправие, гуманность и соблюдение прав меньшинств», — сказал Бург.
Авраам Бург вспомнил о том, что написал в 2003 году, назвав свои слова пророческими: «Я сказал тогдашнему премьер-министру и тем, кто его поддерживал, если вы хотите получить все территории Большого Израиля, то вы не можете одновременно требовать демократии. Нельзя получить и то, и другое, вы должны выбрать. К сожалению, израильтяне предпочли библейское государство демократическим правам, и мое предсказание сбывается, так как Израиль под руководством премьер-министра Биньямина Нетаньяху меняется и движется к пресловутой модели нелиберальной демократии».
Популистский и экстремистский закон
«Я стараюсь противостоять такому развитию событий. Я не активист, не избранное должностное лицо, но я гражданин, осведомленный о политической ситуации, поэтому эта борьба является для меня интеллектуальной, философской, моральной и личной. Я оспариваю концепцию национального государства еврейского народа», — заявил он,
На вопрос: «Как это решение повлияет на его жизнь?» — он ответил: «Никак не повлияет. Это касается только моей личности. Я хочу жить жизнью, в которой никто не знает, кто я. Я протестантский еврей. И это означает, что я несу полную ответственность за толкование текстов, обязательств и заповедей, и мне не нужны раввины. Я принадлежу к другой форме иудаизма. Мой иудаизм — это моя культура и моя духовность. Мне не нужен авторитет, который определяет и навязывает мне мою идентичность».
Авраам Бург рассказал, что принятие закона «О национальном государстве еврейского народа» является символическим политическим шагом, предпринятым наиболее религиозными, консервативными и националистическими представителями израильского народа, и свидетельствует о хрупкости и неуверенности защитников этой новой идентичности.
Он назвал этот закон ультраправым и популистским текстом, который является частью борьбы между либеральным и консервативным Израилем.
Схожая позиция
Позиция Авраама Бурга схожа с позицией ряда интеллектуалов, ученых и активистов, уехавших из Израиля после того, как они подверглись преследованиям. Их пытались заставить замолчать, поэтому у них не было другого выбора, кроме как навсегда покинуть страну и никогда больше не возвращаться.
В предыдущем отчете, опубликованном израильской газетой Haaretz, журналистка Шани Литтманн взяла интервью у некоторых эмигрантов-интеллектуалов, основавших свои политические движения или возглавлявших левые организации и ассоциации по правам человека. Они были вынуждены прервать свою деятельность после того, как почувствовали, что больше не могут выражать свои политические взгляды в Израиле из-за страха, что им больше не будет места в израильском обществе.