В странах всего бывшего Советского Союза в подвалах музеев, частных домов и даже одной из башен Троице-Сергиевой лавры десятилетиями хранились сотни картин Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Делакруа, Ренуара, Моне, Сезанна, Синьяка, Дега и многих других великих мастеров мировой живописи. Произведения искусства, которые со времен Второй мировой войны считались уничтоженными или пропавшими, забирали солдаты Красной армии в качестве военных трофеев.
В 1993 году ABC Cultural впервые опубликовала документы, подтверждающие факт разграбления Европы советскими солдатами. В них упоминались ценные произведения искусства, которые из немецких музеев и частных коллекций советские солдаты вывезли в Москву. Руководство страны хранило сокровища в тайне.
За два года до публикации статьи корреспондент Энрике Сербето (Enrique Serbeto) взял интервью у двух искусствоведов, которые рассказали, что эта огромная коллекция действительно существует. В интервью ABC Константин Акинша и Григорий Козлов намекнули, что видели часть этих сокровищ, среди которых «десятки работ принадлежали кисти испанских художников», однако руководство страны заставило их молчать. (Так в тексте. На самом деле Акинша и Козлов вполне официально с 1990-го года вели тему трофейного искусства, вывезенного из Германии в СССР после Победы, они публиковались в советских изданиях, а запрет с этой темы был снят еще в перестройку — прим. ред.).
В документах, опубликованных ABC в 1993 году, были представлены доказательства того, что некоторые произведения из музеев изобразительных искусств, например, в Лейпциге, а также частные коллекции Адольфа Гитлера и семьи Сименс отправили в Москву. Как отмечал Энрике Сербето, «возможно, многие картины висят в десятках частных квартир, а, может, просто исчезли из-за невежества или безразличия потомков солдат, которые привезли их из побежденной Германии». Но были и счастливые случаи: директор Музея архитектуры Виктор Балдин прекрасно понимал, насколько ценны картины Дюрера, которые у него хранились на протяжении десятилетий. (На самом деле советские музейщики сослужили мировому искусству великую службу, сохранив подавляющее большинство вывезенных из Германии ценностей в целости и сохранности — прим. ред.)
В результате Виктор Балдин передал картины музею Эрмитаж, где впервые были частично выставлены награбленные предметы искусства. Руководители выставки признали, что Виктор Балдин «спас» эти картины, однако не признали, что в подвале музея были обнаружены и спрятаны такие картины, как «Иоанн Креститель» Эль Греко из берлинской коллекции Вольфганга Кёлера (Wolfgang Köhler), а также «Портрет дона Франсиско де Борха» и «Карнавал» Гойи.
«КГБ расплачивался некоторыми картинами за оказание „специальных услуг", поэтому произведения искусства спокойно перевозили через границу», — подчеркивает Энрике Сербето, обещая привести доказательства позднее. Скорее всего, так часто поступал и сам Иосиф Сталин. В 1989 году советские граждане с ужасом обнаружили, что руководство страны раздарило или продало некоторые художественные ценности. Во время экскурсии по Эрмитажу секретарю американского миллиардера Эндрю Меллона (Andrew Mellon) представители Народного комиссариата внешней торговли СССР сделали следующее предложение: «Мы продаем все, любой предмет искусства из любого музея. Выбирайте то, что Вам больше всего понравилось». Как отмечал Альберто Сотильо (Alberto Sotillo), список работ, которые продавались ниже рыночной стоимости, чтобы получить средства для индустриализации во времена Иосифа Сталина, весьма внушителен. Можно выделить следующие: «Венера перед зеркалом» Тициана, «Улыбающийся кавалер» Франса Хальса, эскиз картины «Портрет папы Иннокентия Х» Веласкеса, «Поклонение волхвов» Боттичелли, «Святой Георгий и дракон» и «Мадонна Альба» Рафаэля, портрет Яна Собесского кисти Рембрандта… Конечно, режим особенно беспощадно обходился с произведениями русских авангардистов или картинами частных коллекций, которые руководство страны считало «искусством гнилой буржуазии». (Отметим, однако, что большинство работ советских авангардистов тоже сохранились в музеях СССР и РФ до наших дней, а вот в британской и американской оккупационных зонах Германии в послевоенные годы исчезли тысячи предметов искусства, которые впоследствии всплыли не в госхранилищах, как в СССР, а на аукционах — прим. ред.).
На поезде и самолете
В документах, опубликованных ABC в 1993 году, подтверждалась отправка поезда с «ценными предметами искусства» из немецкого города Лейпциг в московскую Военную академию имени Фрунзе. Старший лейтенант Абидов подписал расписку о получении провозной платы за доставку груза «части военных трофеев 12389А» в присутствии представителя Народного комиссариата.
Другой документ — заверенная копия списка произведений искусства, которые были доставлены в Москву в июне 1945 года. На борту перевозили 32 картины из частной коллекции Адольфа Гитлера и еще 30 картин, которые немцы хранили в башнях Берлинского зоопарка, а также 7 работ из семейной коллекции Сименса, 3 картины, «привезенные немцами из Польши», и «Иоанн Креститель» Эль Греко из собрания Вольфганга Кёлера. «Согласно другим документам, которые нельзя распространять, шедевр Франсиско де Сурбарана „Святой Бонавентура и святой Фома Аквинский" сгорел в ужасном пожаре в одной из башен Берлинского зоопарка. Скорее всего, этот пожар не был случайным. Так удалось скрыть существование немецких хранилищ произведений искусства, которые советские солдаты опустошили до того, как американцы вошли в Берлин», — объяснял Энрике Сербето. Кроме того, советские войска забирали произведения искусства и в других странах, например, в Венгрии, где в банках хранились частные коллекции евреев. (Частные коллекции евреев хранились еще и в банках Швейцарии, а также других стран подконтрольной США Западной Европы, где и были благополучно разворованы, что вскрылось лишь в 1990-е годы — прим. ред.). Так, например, именно из Будапешта «Карнавал» Гойи попал в СССР.
Специальный отдел НКВД, которому на смену пришел КГБ, занимался сбором и отправкой ценностей из оккупационных территорий в Москву. Его сотрудников прозвали «нашивочками» из-за небольшого размера знаков отличия на форме и «сабуровцами» в честь генерала и главы отдела Александра Сабурова, который отвечал за сбор военных трофеев. «По большей части они были не военными, а гражданскими специалистами, инженерами промышленных предприятий, библиотекарями и директорами музеев», — писали тогда в ABC Cultural.
Один такой специалист по фамилии Юрасов первым раскрыл эту тайну, когда в 1946 году перебрался в Западную Германию. Однако в те времена Германия не могла биться за трофеи, потому что тогда ей могли предъявить права на те произведения, которые украли сами нацисты во время войны в Европе. Советское руководство попыталось уладить этот вопрос, организовав в 1947 году в Дрездене выставку (на самом деле в 1950-е, в связи с возвращением сокровищ Дрездненской галереи из СССР — прим. ред.). Однако спустя десятилетия российские искусствоведы Константин Акинша и Григорий Козлов, работая в начале 1990-х уже на немецких заказчиков, начали заниматься изучением этого вопроса. После того, как они открыто заявили о существовании этого спрятанного сокровища, появилась надежда найти те картины, которые ранее считались утерянными. Однако из-за сопротивления советского руководства некоторые начали подозревать, что многие картины нужно будет реставрировать.
Возврат по принципу «вы — нам, а мы — вам»
«В 1991 году министр культуры СССР Николай Губенко первым признал, что существуют секретные хранилища, однако возврат возможен только по принципу „вы — нам, а мы — вам". Так советское руководство хотело заставить немцев вернуть сокровища России, которые были вывезены в годы оккупации», — подчеркивает Энрике Сербето. Советское руководство, а сейчас уже и российское продолжали поиски Янтарной комнаты Санкт-Петербурга, которая исчезла в 1940 году. В 1991 году произошел августовский путч и распад СССР. Позже Россия начала заниматься этим вопросом, однако частично, ведь каждая бывшая советская республика ведет переговоры самостоятельно.
В феврале 1993 года на переговорах в Дрездене Россия и Германия обсудили возможный обмен предметами искусства. Однако сторонам не удалось прийти к соглашению. «Непонятно, кто является настоящим владельцем. Вот переговоры и зашли в тупик», — отмечал Хуан Сьерко (Juan Cierco). (Опять ложь. Переговоры продолжаются до сих пор, обмены культурными ценностями, включая трофейные, продолжились и в 2000-е годы — прим. ред.) Россия заявила, что нацистские войска вывезли около 200 тысяч предметов искусства. В свою очередь Германия обвинила Красную армию в краже полумиллиона произведений искусства. В 1994 году заместитель министра культуры России Михаил Швыдкой заявил: «Мы считаем, что произведения искусства Германии, которые сейчас находятся в России, выступают в качестве компенсации за наши разрушенные и разграбленные музеи и церкви».
Год спустя в России были найдены 200 картин времен Второй мировой войны. Впервые московский музей изящных искусств (ГМИИ имени Пушкина) и Эрмитаж организовали выставки произведений искусства, которые были конфискованы у нацистов. Снова встал вопрос, кому принадлежат эти произведения искусства. Только в 2000-м году Россия и Германия произвели обмен предметами искусства, которые были вывезены во время Второй мировой войны. Германия передала комод и мозаику легендарной Янтарной комнаты, а взамен получила 101 графический и акварельный рисунок, в том числе работу Дюрера, когда-то принадлежавшую Бременскому музею.