Нью-Дели — Прямо или косвенно армия всегда правила в Мьянме. Но сейчас, когда она устранила десятилетний фасад постепенной демократизации, арестовав гражданских лидеров и захватив власть, на Западе стали раздаваться громкие призывы наказать эту страну санкциями и международной изоляцией. Если им внять, это будет ошибкой.
Отступление «мьянманской весны» означает, что теперь все страны континентальной Юго-Восточной Азии — Таиланд, Лаос, Камбоджа, Вьетнам и Мьянма — находятся под авторитарной властью, как и их гигантский северный сосед, Китай. В более фундаментальном смысле разворот демократизации в Мьянме стал напоминанием о том, что демократия вряд ли пустит корни там, где глубоко укоренились авторитарные лидеры и институты.
На этом фоне наказание позволит лишь выразить разочарование демократических стран, а его ценой станет удушение экономической либерализации в Мьянме, торможение развития её гражданского общества и перехода страны к более тесному сотрудничеству с демократическим странами. Как и в прошлом, основное бремя санкций ляжет на плечи рядовых граждан, а не генералов.
Это реалистичный сценарий. Президент США Джо Байден предупредил, что действия армии «вынуждают немедленно пересмотреть наши санкционные законы», после чего последуют «надлежащие действия». Но Байдену было бы полезно задуматься о том, как санкции, инициированные США в прошлом, толкнули Мьянму на стратегическую орбиту Китая, усугубив проблемы с безопасностью в регионе.
Санкции — это грубый инструмент. Командующий армией Таиланда, пользуясь поддержкой всё более непопулярного короля, остаётся у власти в гражданском качестве с тех пор, как он устроил переворот в 2014 году. Если Америка может иметь дело с Таиландом, где репрессии против протестующих сторонников демократии включают применение жёсткого закона об оскорблении величества для ареста всех, кто смеет оскорбить королевскую семью, тогда почему к соседней Мьянме предъявляются более высокие стандарты?
США, Индия, Япония и другие страны установили тесные связи в сфере обороны с Вьетнамом, где правят коммунисты. Более того, США хвастаются, что за последние годы они создали с Вьетнамом «надёжное партнёрство в сфере безопасности». Лишь открыв каналы связи и сотрудничества с генералами Мьянмы, демократические страны смогут надеяться, что им удастся повлиять на развитие событий в этой стратегически важной стране.
На протяжении минувшего десятилетия, когда в Мьянме происходил переход к демократии, Запад пренебрегал необходимостью выстраивать тесные отношения с главной силой, стоявшей за этим переходом — с армией. Напротив, в центре англо-американских подходов оказалась Аун Сан Су Чжи, которая стала важнее самого процесса демократизации. Такое пренебрежение продолжалось даже после того, как Су Чжи впала в немилость из-за событий с мусульманами-рохинджа в Мьянме. Многие из них бежали в Бангладеш (а некоторые — в Индию) во время брутальной военной кампании по выкуриванию боевиков-джихадистов, устраивавших рейдерские атаки.
Однобокий подход Запада в итоге способствовал нынешнему перевороту. Сегодня Америка обладает малым влиянием на армию Мьянмы. Руководитель переворота, генерал Мин Аун Хлайн, и его заместитель, генерал Со Вин, были наказаны американскими санкциями, введёнными 14 месяцев назад из-за изгнания рохинджа. Между тем, в ответ на массовое заключение мусульман в провинции Синьцзян, которое Америка назвала «геноцидом», она пожалела высших военных и партийных официальных деятелей Китая, введя в основном символические санкции против функционеров более низкого ранга.
Несмотря на неравномерную эффективность и непредсказуемость последствий, санкции остаются излюбленным (и избыточно используемым) инструментом западной дипломатии, особенно когда речь заходит о небольших игроках на глобальном поле. Тем временем демократические страны за пределами Запада предпочитают конструктивное взаимодействие.
Например, у Японии есть партнёрская программа с армией Мьянмы, которая включает военную подготовку и поддержку в укреплении потенциала. Оборонные связи Индии с Мьянмой предусматривают совместные учения и операции, а также поставку военной техники. Недавно Индия передала своему соседу его первую подводную лодку. Одна из целей подобных связей — бороться с китайскими поставками вооружения и других видов помощи мятежным племенам Индии через контролируемую повстанцами северную Мьянму.
Санкции без сотрудничества никогда не работают. В 2010 году, когда США применяли лишь санкционные подходы к Мьянме, тогдашний президент Барак Обама критиковал проводившуюся Индией политику конструктивного взаимодействия с этой страной. Но всего через несколько месяцев Обама сам начал проводить такую же политику, что в итоге привело к историческому визиту президента США в Мьянму в 2012 году.
Удушающие санкции, введённые по инициативе США с конца 1980-х годов, дали Китаю возможность стать главным торговым партнёром и инвестором в Мьянме. Однако в 2011 году смелое решение Мьянмы остановить реализацию спорного китайского мегапроекта — строительство плотины Мийтсоне — стало поворотным моментом, позволившим начать политику демократизации и открытия страны. Это решение привело к серии событий, которые снизили зависимость Мьянмы от Китая, сбалансировали её внешнюю политику и подстегнули внутренние реформы.
Сегодня ничто не послужит китайским интересам сильнее, чем инициированные США новые попытки изолировать Мьянму — страну, которая играет для Китая роль стратегических ворот в Индийский океан, а также важного источника природных ресурсов. Более того, возобновление санкций и изоляции, скорее всего, превратит Мьянму в очередного китайского сателлита, подобного Лаосу, Камбодже и Пакистану. Как предупреждает государственный министр обороны Японии Ясухидэ Накаяма, подобный исход «создаст угрозу для безопасности в регионе».
Американские политики не должны игнорировать тот факт, что слишком часто американские санкции против других стран оказывались выгодны Китаю. Наверное, больше всего их должно встревожить то, как санкции вынудили Россию развернуться к Китаю, в результате чего два естественных соперника превратились в тесных стратегических партнёров. Кроме того, Китай стал главным торговым и инвестиционным бенефициаром американских санкций против Ирана.
На этом фоне Америка должна выбрать благоразумный подход к Мьянме. Если Байден заявляет о готовности сотрудничать с крупнейшей авторитарной страной мира, Китаем, в сферах взаимного интереса, то ему следует как минимум использовать аналогичные подходы к намного более слабой Мьянме, где армия — это единственный функционирующий институт.
Чтобы повлиять на траекторию развития Мьянмы, у Байдена почти нет иных вариантов, кроме как устранить слабое место в американской политике (и эту слабость признают даже сами американские официальные лица) — отсутствие связей с националистически настроенной армией страны. Америка не должна опять превращать Мьянму из партнёра в парию.
Брахма Челлани — профессор стратегических исследований в Нью-Делийском Центре политических исследований и научный сотрудник Академии Роберта Босха в Берлине. Автор девяти книг, в том числе «Азиатский джаггернаут», «Вода: новое поле битвы Азии» и «Вода, мир и война: противостояние глобальному водному кризису».