Пока политические круги Германии выступают резко против закупки боевых дронов, во всем мире разрабатываются автономные наземные боевые роботы. Концерн Rheinmetall, например, успел представить концепт своей боевой машины Wolfsrudel в рамках проекта Mission Master.
Поскольку боевые роботы должны хорошо ориентироваться в тяжелых условиях на земле и действовать совместно с другими роботами, их разработка сложнее, нежели разработка воздушных систем. Теперь целью является создание не управляемых с расстояния дронов, получающих команды от оператора, а систем, способных действовать автономно.
Россия недавно опубликовала новую информацию об обновленной платформе «Маркер». «Маркер» — это не боевой робот. Как сообщил глава Фонда перспективных исследований Андрей Григорьев, речь идет об открытой платформе, на которой можно тестировать будущие поколения боевых роботов. «„Маркер" — это роботизированная платформа для тестирования новейших технологий производства боевых роботов двух поколений, которые в настоящий момент находятся лишь на стадии концепции. „Маркер" — также концепт, разработанный, в частности, для тестирования технологий третьего, четвертого и пятого поколения. Однако конкретные машины в конечном итоге разрабатываются министерством обороны», — объясняет Григорьев.
Техническая платформа для развития
Одновременно стало известно, что российская армия приняла на вооружение боевые дроны типа «Уран-9». Были проведены испытания «Маркера» в заснеженной Челябинской области. При этом «Маркер» самостоятельно преодолел обратный путь протяженностью 30 километров.
Беспилотная сухопутная машина получила координаты цели. Ее система управления обеспечила прибытие платформы к цели в течение полутора часов, причем она ориентировалась по данным технической системы визуализации, в основе которой лежат алгоритмы нейросети, как было сказано в сообщении Фонда перспективных исследований: «Автономная система управления движением платформы обеспечивает самостоятельное передвижение и корректировку маршрута в случае появления на пути препятствий: деревьев, возвышений, оврагов и кустарников».
Технические свойства платформы обеспечивают ее автономную работу до 48 часов на дорогах и до 24 часов на пересеченной местности. В рамках дальнейших испытаний платформа «Маркер» будет проверена на дистанциях 50, 100 и 200 километров. Кроме того, будут отрабатываться совместные действия «Маркера» с наземными роботами, беспилотными сухопутными машинами, а также со спецназом.
Применение в Сирии
Говорят, что Россия уже задействовала своих боевых роботов в Сирии, хотя эта информация не подтверждена. При этом они, предположительно, были успешно протестированы в качестве вооруженных разведывательных аппаратов. Атака вооруженных роботов вынудила защищающуюся сторону рассекретить свои оборонительные позиции, которые в дальнейшем были уничтожены артиллерией. Впрочем, при использовании новейшей техники в условиях уличного боя возникли серьезные проблемы с передачей данных.
Нынешнюю версию «Маркера» впервые продемонстрировали публике в конце 2019 года. Как и остальные аналогичные разработки, это минитанк. Примечательно, что новейшая модель превышает в размерах предыдущие модели 2015 и 2016 годов.
Как правило, это были беспилотные аппараты для поддержки пехоты, способные сопровождать группу солдат и поддерживать их огнем из тяжелого пулемета. «Маркер» же может использоваться автономно и оснащаться различными видами оружия. В одном случае это пулемет, разработанный КБ имени Калашникова, и противотанковые ракеты.
На видео показана совместная работа с солдатом-пехотинцем, информация о котором передается роботу.
Минитанк с гусеницами
Русские делают ставку на гусеничный привод, а не на колеса, как у машины, разработанной концерном Rheinmetall в рамках проекта Mission Master. У «Маркера» четыре колеса, ролик-переключатель и передаточная шестерня. В принципе, перемещение по пересеченной местности бывает более эффективным на гусеничном приводе, но зато такой транспорт потребляет больше энергии, а его техническое обслуживание обходится дороже.
В передней части платформы расположен привод, в задней части перевозятся грузы. Среди прочего, «Маркер» может запустить группу небольших разведывательных беспилотников. Кроме того, он может служить в качестве носителя «дронов-камикадзе», разработанных концерном «Калашников». Эти машины, предназначенные для одноразового применения, падают на цель с воздуха и взрываются.