В конце сентября 2010 года Йенс Столтенберг призвал Грузию в полной мере использовать возможности сближения с НАТО и подготовиться к членству. Слова генерального секретаря этой организации прозвучали в ходе переговоров с грузинским премьером Георгием Гахарией в штаб-квартире в Брюсселе. Столтенберг похвалил тогда Тбилиси за демократические реформы и модернизацию вооруженных сил, а также в очередной раз призвал Россию вывести военных из Абхазии и Южной Осетии. Правда, заявления о готовности принять Грузию в состав членов Альянса звучали уже раньше, но они никогда еще не были настолько весомыми.
Новый набор шансов
Тремя месяцами позднее министры иностранных дел стран-членов НАТО утвердили новую версию пакета мер по поддержке Грузии, который появился впервые в 2014 году на саммите в Уэльсе. Он предполагает развитие созданного в августе 2015 года совместного Учебно-тренировочного центра, призванного помочь грузинской армии адаптироваться к стандартам Альянса, а также наращивание присутствия натовских кораблей в грузинских портах, интенсификацию военных учений и расширение сотрудничества в медицинской сфере. Столтенберг подчеркнул, что НАТО гарантирует Грузии не только политическую поддержку, но и практическую помощь в обучении военных, логистике, поставке техники.
Заверения о возможности вступления Грузии в Альянс Столтенберг повторил в январе во время визита в Брюссель президента Саломе Зурабишвили. Генеральный секретарь в очередной раз сказал о том, что тбилисским властям следует, двигаясь по пути к членству, продолжать демократические реформы. Означает ли выразительная риторика руководства НАТО и расширение сферы помощи то, что дело с вступлением в Альянс движется к завершению? Такое развитие событий стало бы венцом многолетних усилий тбилисского руководства, которое старается совершить геополитический поворот в Закавказье.
Грузия завязала отношения с НАТО в 1994 году, присоединившись к программе «Партнерство ради мира», но активизировала шаги, направленные на членство в организации, только после «революции роз», когда президентом в 2004 году стал Михаил Саакашвили. Интеграции мешал, однако, конфликт Тбилиси с пользующимися поддержкой России сепаратистами из Южной Осетии. После войны 1991-1992 годов там появились миротворческие силы, состоящие из российских, грузинских и осетинских военных. Москва обрела инструмент давления на Грузию, служащий для защиты российских влияний во всем регионе.
Открытые двери на Запад
Оживление на линии НАТО — Грузия обеспокоило Кремль. После утверждения пакета натовской помощи официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что решение по этому вопросу вызывает серьезную тревогу России и заставляет задуматься о соответствующих действиях с ее стороны.
Опасения по поводу реакции Москвы осложнили путь Тбилиси к членству в Альянсе. Грузинский парламент единогласно принял резолюцию об интеграции с ним еще в 2006 году. Подтвердил этот курс референдум 2008 года, на котором 77% проголосовавших одобрили идею вступления в НАТО.
На саммите в Бухаресте в 2008 году Грузия не получила Плана действий по членству. Против предложения США и Польши выступили тогда Франция и Германия, хотя формула «открытых дверей» осталась в силе. Всего четырьмя месяцами позднее разразилась российско-грузинская война. По ее итогам Абхазия и Южная Осетия провозгласили независимость, которую не признала международная общественность (исключениями были Москва и несколько ее союзников). Две сепаратистские республики стали серьезным препятствием на пути Грузии в Альянс, поскольку тот не принимает в свои ряды государства, часть территорий которых находится под оккупацией.
Несмотря на поражение в столкновении с Россией Грузия не свернула со своего пути на Запад. Наоборот, политика Кремля в отношении Кавказа склонила Тбилиси дополнительно консолидировать усилия, направленные на геополитическую переориентацию. Спустя месяц после завершения войны в Южной Осетии появилась Комиссия НАТО — Грузия, призванная помочь укреплению политического и военного сотрудничества.
Плацдарм НАТО у границы с Россией
В военном плане стремление Тбилиси сблизиться с Альянсом воплощалось в участии в натовских операциях на территории Косово, Афганистана и в Средиземном море. Укреплению отношений с НАТО способствовало также установление более тесных контактов с США. В 2003-2008 годах Грузия принимала участие в стабилизационной миссии в Ираке. Когда в Южной Осетии началась война, американцы в срочном порядке доставили грузинских военных на родину. После завершения боев США направили в Грузию гуманитарную помощь и выделили миллиард долларов на восстановление. Через год две страны подписали Хартию о стратегическом партнерстве, подразумевавшую ведение сотрудничества в сфере усиления гражданского общества и демократических институтов, борьбы с коррупцией, увеличения объема инвестиций, модернизации грузинской армии, реформы образования и студенческих обменов.
Об особом характере отношений с Вашингтоном свидетельствует адресованное госсекретарю США Майклу Помпео открытое письмо, которое в ноябре 2020 года подписали 45 грузинских экспертов, занимающихся вопросами безопасности и внешней политики. В обращении звучит призыв рассмотреть вопрос о постоянном ротационном присутствии в Грузии американских сил ради обеспечения стабильности на Кавказе и во всем регионе Черного моря. Эксперты подчеркивают, что «большинство угроз безопасности проистекает из стремления России воссоздать „сферу влияния" советской эпохи на территории, которую Москва воспринимает как „ближнее зарубежье"»
Особый статус для Украины и Грузии?
Сдержать агрессивные действия Москвы грузины могут лишь посредством интеграции с Североатлантическим альянсом. В регионе хорошо помнят об аннексии Крыма и продолжающемся конфликте в Донбассе. К поиску путей решения проблемы подключился недавно Александр Вершбоу (Alexander Vershbow), который занимал в 2012-2016 годах пост заместителя генерального секретаря НАТО. Спустя несколько дней после появления обращения грузинских экспертов он предложил на конференции аналитического центра «Атлантический совет» предоставить Грузии и Украине статус «ассоциированных членов».
Такое решение, как он считает, поможет приблизить перспективу вступления обеих стран в Альянс в ситуации, когда часть их территории фактически находится под российской оккупацией. Говоря о мотивах, которыми руководствуется Кремль, дипломат отметил, что Грузия и Украина будут находиться в подвешенном состоянии до тех пор, пока Россией не перестанут руководить люди, готовые применить силу ради блокирования им пути к членству в НАТО. Идея предоставления Украине и Грузии статуса ассоциированных членов опирается на опыт сотрудничества с такими странами, как Япония, Южная Корея или Австралия, но как будет внедряться эта концепция, зависит от политической воли стран-членов.
Прецедент времен холодной войны
Сходное мнение годом ранее выразил генерал Бен Ходжес (Ben Hodges), командующий Сухопутными силами США в Европе в 2014-2017 годах, а сейчас — эксперт Центра европейского стратегического анализа. В интервью радиостанции «Голос Америки» он отметил, что прецедентом в пользу Грузии служит факт вступления в НАТО в 1955 году ФРГ, «тем временем как в Восточной Германии находились несколько сотен тысяч советских военных». Ходжес подчеркнул, что членство Грузии повысит безопасностью союзников в регионе Черного моря, а создание порта в Анаклии, который мог бы стать связующим звеном между Европой и Азией, одновременно принесет Тбилиси экономическую выгоду. Более того, реализация этого проекта позволит Грузии диверсифицировать свою транспортную инфраструктуру, что важно на фоне неустойчивой геополитической ситуации на Кавказе.
Наращивание присутствия Альянса в Черном море позволило бы сделать действия на южном отрезке восточного фланга более заметными. Это послужит четким сигналом, показывающим России, что союзники готовы внедрять долгосрочную стратегию безопасности в регионе. В свою очередь Грузия благодаря членству в НАТО могла бы начать играть более важную роль в стабилизации ситуации в Закавказье. На такую перспективу указывает предложение взять на себя роль переговорщика, с которым грузинская сторона выступила в ходе очередного витка конфликта между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе.
Время принимать стратегические решения
Присоединение Грузии к НАТО — это реальный шанс изменить расклад сил на Кавказе и частично ограничить там влияния России. Реализации геополитических планов Тбилиси способствует в том числе укрепление отношений с Евросоюзом (в июле 2016 года вступило в силу соглашение об ассоциации), а это служит дополнительной поддержкой для процесса демократических реформ. В конце декабря 2020 года грузинский парламент единогласно принял резолюцию, в которой членство в НАТО и ЕС называются приоритетами внешнеполитической стратегии Грузии. Самым важным вопросом остаются конкретные даты.
Председатель правящей партии «Грузинская мечта — Демократическая Грузия» Ираклий Кобахидзе объявил, что в 2024 году его страна подаст официальную заявку на полноценное членство в ЕС. В свою очередь, в первые месяцы 2021 года пройдет саммит НАТО, в котором примет участие президент США Джо Байден. Главными темами обсуждения станут продолжение миссии Альянса в Афганистане, а также исходящие от России угрозы. Это означает, что появится шанс обсудить также будущее отношений с Грузией.
Что сделает команда Байдена?
Приблизит ли Грузию президентство Байдена, который в ходе избирательной кампании говорил о намерении укреплять отношения с членами НАТО, к членству в этой организации? Генерал Ярослав Стружик (Jarosław Stróżyk) из Фонда безопасности и развития «Стратпоинтс» сомневается, что тема Кавказа автоматически попадет на первые строки списка американских приоритетов. «Есть вероятность, что интерес окажется точечным. Его будут проявлять в те моменты, когда там будет происходить нечто, что может оказать влияние на безопасность региона», — отметил военный в интервью Ярославу Кочишевскому (Jarosław Kociszewski).
Одновременно эксперт подчеркивает, что после российского нападения на Украину в странах-членах НАТО стали лучше осознавать существование исходящих от России угроз. Хотя президент Байден, как объясняет Стружик, предпримет «осторожные попытки налаживания отношений» с Россией, оттепель не начнется. Ситуацию не изменит даже тема Китая, если, например, американцы решат договориться с россиянами о выработке общей позиции, касающейся глобальных амбиций Пекина. «Думаю, это возможно, однако, с большой долей недоверия к Владимиру Путину, которого тот заслуживает», — подводит итог генерал.