Принято считать, что в этом деле есть Хороший (Армения), Плохой (Азербайджан) и Злой (Турция). На самом деле все совершенно иначе.
У меня возникли мысли на этот счет с тех пор, как прошлой осенью конфликт вызвал практически абсолютное единодушие в СМИ, социальных сетях и среди французских политиков, от крайне левых до ультраправых, что не встречается практически никогда.
Лишь армянская точка зрения была услышана, и французская пресса занимала только армянскую сторону и практически никогда другую.
У этого, разумеется, есть объяснения: армянская община так давно существует во Франции и так хорошо интегрирована, что задействовала все методы (ее едва ли можно в этом упрекнуть) для продвижения своих идей. Практически ни у кого нет азербайджанских друзей, но у многих (в том числе и у меня) найдутся армянские друзья, которые очень крепко держатся за свои корни. Это совершенно нормально.
Существует и другое объяснение: у Азербайджана сложилась репутация страны, которая находится под властью диктатора или, скорее, семьи диктаторов, передающих власть от отца к сыну. Но хотя Азербайджан сложно назвать образчиком демократии в нашем понимании (пресса там абсолютно не свободна, портреты президентов украшают все дороги, а привычки сформированы в училищах КГБ, где учился и отец нынешнего президента Гейдар Алиев), не думаю, что в Армении все обстоит намного лучше. Сейчас она занимает 68 место в рейтинге «Репортеров без границ», и это еще после ощутимого подъема за последние годы. Достаточно взглянуть и на то, как ее нынешний лидер Никол Пашинян пришел к власти в 2018 году: если выражаться вежливо, это была революция, а если по-простому — государственный переворот.
На кону стоит энергетическая безопасность нескольких стран, и азербайджанский режим прекрасно это понимает. В результате, католическая Италия поддержала мусульманский Азербайджан против христианской Армении, Исламская Республика Иран оказалась на стороне Еревана, а Израиль стал союзником Баку…
Месяц назад я поехал туда вместе с другом Камийем Лотто для съемок документального фильма. Получить визы в Баку было непросто, особенно на фоне бушующего коронавируса. Как бы то ни было, на месте нам оказали очень теплый прием. Мы смогли свободно ездить по стране, а также по территории Карабаха, которая была возвращена азербайджанской армией в конце 2020 года. Нас не пустили только в город Шуши, который стал мощным символом для обеих сторон. Причиной тому было присутствие российских сил (они принимают решение о допуске) и чрезвычайно трудный проезд из-за снега.
Первый вывод: Азербайджан — вовсе не жуткая исламская страна, последним заслоном против которой стала Армения, позволив нам сохранить христианско-иудейское наследие.
96% населения страны — мусульмане, но вы нигде не услышите муэдзинов, мечети практически пустуют, а все религии существуют в гармонии. Лидеры еврейской общины лишь рассмеялись на мой вопрос о существовании антисемитизма в стране. Глава общины ашкеназов Александр Шеровкий поклялся, что за всю историю в стране не было ни одного погрома: исключительный случай для постсоветских республик, где антисемитизм стал обычным делом. «Думаю, во Франции куда больше антисемитизма!» — добавил он.
Когда я спросил Милиха Евдаева, представителя существующей вот уже более трех тысячелетий общины «горских евреев», так ли обстоят дела в Армении, он ответил мне широкой улыбкой: «Найдите мне армянского еврея, и тогда поговорим!»
Наша беседа прошла в большой синагоге в центре Баку. За ней вполглаза присматривает лишь один полицейский, что многое говорит об отсутствии опасения терактов в городе, который расположен менее чем в 200 км от иранской границы.
Эти же люди рассказали мне о почитаемом сегодня в Армении герое: генерале Гарегине Нжде. Он командовал армянскими отрядами российской армии, которые сражались против турок в Первой мировой, сыграл ключевую роль в обороне основанной в 1918 году армянской республики и был сторонником идеи Великой Армении, которая включала бы в себя Грузию и Азербайджан. В 1930-х годах он перенял расовые теории нацистов и утверждал, что в Германии и Армении существует одна и та же раса. В 1942 году он сформировал в Вермахте Армянский легион численностью в 30 000 человек, на счету которого расправы над евреями на Украине, в Крыму и даже на юге Франции. Как бы то ни было, в 1944 году он переметнулся к Сталину, ощутив изменение направления ветра (ошибочный ход: его отправили в ГУЛАГ).
Разумеется, было бы несправедливо называть всех армян ответственными за этот легион. Тем не менее появление огромного памятника генералу в центре Еревана в 2016 году и недавний отказ карабахских армян снести его статую в Мартуни многое говорит об их странном отношении к «герою», который больше напоминает Петена или хорватское профашистское движение усташей. Должен сказать, это шокировало меня как человека, который всегда верил в существование некоего «метафизического альянса» евреев и армян, поскольку и те и другие были главными жертвами геноцида в ХХ веке.
В стране так и не возникла исламистская волна благодаря царящему там шиитскому исламу? Возможно. Духовный лидер Аллахшукюр Гуммет оглы Пашазаде (он не пользуется любовью у иранских соседей) заявил мне, что стремится к «просвещенному исламу», которого так пытаются достичь в других странах (чаще всего безуспешно). Судя по всему, в 2013 и 2014 годах молодые исламисты все же отправились в ряды «Исламского государства» (ИГ — террористическая организация, запрещенная в РФ), но никто не может точно это подтвердить или указать, в каких мечетях страны были замечены радикальные настроения. Кроме того, боевики ИГ вряд ли приняли бы в свои ряды шиитов, поскольку считают их отступниками и всячески истребляли их в Ираке и Сирии.