Нью-Дели — У Соединенных Штатов есть сомнения по поводу приобретения Индией российских комплексов С-400, но и Китай возражает против поставок российского оружия Нью-Дели. Однако отношения России с Индией являются «непоколебимыми», считает Дмитрий Тренин, директор Московского центра Карнеги.
В своем интервью интернет-изданию «Принт» (The Print) Дмитрий Тренин, который также возглавляет в этом центре Исследовательский совет и Программу в области безопасности (Security Policy Program) подчеркнул, что Россия — это не то государство, которому может что-то диктовать другая страна, хотя Москва и имеет тесные отношения с Индией и Китаем.
«Наши китайские соседи не очень довольны (sic) тем, что Россия поставляет оружие Индии… Китайцы менее откровенны, и, пытаясь оказать давление, они предпочитают избегать особой публичности, и, кроме того, они понимают, что попытки оказать давление на Россию могут оказаться контрпродуктивными… Один раз вы попытаетесь это сделать, и, возможно, другой такой возможности у вас уже не будет», — сказал Тренин.
«Россия не позволит, чтобы какая-либо другая страна диктовала ей условия по важным для Москвы вопросам, в том числе относительно российско-индийских отношений в области вооружений. Я не думаю, что Москва просто откажется от этого, пытаясь таким образом сделать подарок Пекину», — подчеркнул он.
«Реальные испытания комплексов С-400»
По словам Тренина, реальным тестом для Индии, с точки зрения России, будет поведение Нью-Дели в вопросе о приобретении зенитно-ракетных комплексов С-400 «Триумф» на фоне давления со стороны Соединенных Штатов, которые еще не приняли решения о предоставлении исключения для Индии в вопросе применения Закона о противодействии противникам Америки посредством санкций (Countering America's Adversaries Through Sanctions Act —CAATSA).
Сделка между Индией и России о приобретении комплексов С-400, общий объем которой составляет 5,2 миллиарда долларов, является главным камнем преткновения в отношениях между Нью-Дели и Вашингтоном. Индия уже проинформировала Соединенные Штаты о заключении этой сделки, и произошло это еще до вступления в силу в 2017 году Закона о противодействии противникам Америки посредством санкций, то есть еще в период правления администрации Дональда Трампа. Администрация Джо Байдена также подняла вопрос о приобретении Индией российских комплексов С-400 и намекнула на возможные санкции, это произошло в марте нынешнего года во время визита в Индию министра обороны США Ллойда Остина (Lloyd Austin).
«Тестом для Индии, — по крайней мере так это воспринимается в Москве, — будет решение по вопросу о приобретении зенитно-ракетных комплексов С-400. Очевидно, что Соединенные Штаты не хотят, чтобы Россия продавала свои вооружения кому бы то ни было. Соединенные Штаты и Россия находятся в ситуации долговременной конфронтации, и в обозримом будущем ее окончание не просматривается. Соединенные Штаты будут оказывать на Россию очень, очень сильное давление, и те страны, которые будут заключать сделки с Москвой, почувствуют на себе часть этого давления», — отметил Тренин, служивший в советских и российских вооруженных силах в период с 1972 года по 1993 год.
«Опыт показывает, что в том случае, когда страна уступает давлению, будет оказываться дополнительное давление для того, чтобы подчинение было обеспечено в большей степени. А если страна способна противостоять давлению со стороны Соединенных Штатов, и если Соединенные Штаты считают, что у них есть другие важные интересы в отношениях с Индией, то тогда они позволят сделать исключение для Индии», — сказал Тренин.
«Индия и Россия должны переосмыслить свои отношения»
По мнению Тренина, поскольку «основой» отношений между Индией и Россией является дружба, Нью-Дели и Москва должны «переосмыслить» свои связи в меняющейся геополитической среде.
Индия и Россия недавно объявили о том, что намерены впервые установить диалог в формате «2 плюс 2» с участием соответствующих министров иностранных дел и министров обороны.
«В этой сложной международной среде Индия и Россия должны сохранять и поддерживать свои двусторонние отношения, которые имеют большое значение как для Дели, так и для Москвы. Вот в чем вопрос, в этом проблема, и именно поэтому более структурированные отношения, отношения, которые позволяют на регулярной основе проводить встречи министров иностранных дел и министров обороны двух стран, имеют, на самом деле, важное значение… Действительно важное значение в современном мире», — подчеркнул Тренин.
По его мнению, диалог в формате «2 плюс 2» между Индией и Россией начинается в тот момент, когда укрепляются связи между Москвой и Пекином, как и связи Нью-Дели с Вашингтоном, тогда как американо-российские и американо-китайские отношения продолжают оставаться напряженными, так и отношения Индии с Китаем.
«Мы живем в мире, в котором отношения России с Индией не должны определяться отношениями России с Китаем или с Америкой и зависеть от них. В то же время отношения Индии с Россией не должны находиться в зависимости от отношений Индии с Китаем или с Америкой. Эти две державы (Соединенные Штаты и Китай), проводящие совершенно разную политику в отношении Индии и России, являются весьма важными факторами, однако они не должны быть главными определяющими факторами», — отметил Тренин.
Россия облегчает возможность диалога для Индии и Китая
Несмотря на серьезное противостояние на Линии фактического контроля (Line of Actual Control) в Ладакхе между индийскими и китайскими вооруженными силами, начавшееся в апреле-мае 2020 года, Россия смогла организовать работу Трехстороннего российско-индийско-китайского диалога, а также провести заседание Шанхайской организации сотрудничества. Многие восприняли это как российской способ посредничества в отношениях между Индией и Китаем, однако Москва отвергает подобную интерпретацию.
По словам Тренина, важно также — с российской точки зрения — выстраивать дружественные отношения с Китаем, «для того чтобы Китай не доминировал на огромном евразийском континенте».
«Есть будущее у российско-индийско-китайских отношений, и именно по такому пути следует двигаться. Я считаю, что по этому пути должна пойти Россия, должна пойти Индия, особенно в том случае, если Индия опасается доминирования Китая, если Индия боится того, что Россия может стать сторонником Китая, хотя сам я отвергаю подобный вариант», — сказал он. Все вопросы должны решаться в формате Россия, Индия, Китай, добавил он.
«Россия может взять на себя роль посредника только в том случае, если об этом ее попросят Дели и Китай. То, что Россия делает, делала и будет делать, состоит в попытке облегчить диалог, использую для этого различные средства… Россия настоятельно призывает решать вопросы в рамках трехстороннего диалога Россия, Индия, Китай, и облегчает такую возможность для Дели и Пекина», — добавил Тренин.
Что касается участия Индии в группе под названием «Четверка» (Quad), в которую также входят Соединенные Штаты, Япония и Австралия и которая играет ключевую роль в рамках Индо-Тихоокеанской стратегической конструкции, то Тренин высказал следующее мнение: «„Четверку" многие в Москве считают тем инструментом, который Соединенные Штаты используют в первую очередь для сдерживания Китая, и в определенной степени индийские и американские интересы совпадают в некотором отношении, когда речь идет о Китае. Сближение между Индией и Соединенными Штатами в вопросах безопасности является естественным».
По мнению Тренина, вызов для Индии состоит в том, чтобы выстраивать отношения с двумя своими друзьями, с Соединенными Штатами и Россией, которые не являются друзьями между собой, а Россия в свою очередь должна выстраивать отношения с Индией и Китаем, которые не являются друзьями по отношению друг к другу.