24 мая европейские лидеры договорились о серии санкций против Беларуси на следующий день после скандала, когда эта страна заставила приземлиться пассажирский самолет в Минске и похитила известного диссидента. Быстрое решение ЕС ввести новый раунд санкций подчеркнуло всеобщую тревогу по поводу действий белорусского диктатора Александра Лукашенко и того вызова, который они представляют для международного порядка, основанного на правилах.
Беларусь обвиняется в том, что 23 мая под ложным предлогом о якобы находившейся на борту бомбе изменила курс самолета, следующего из Афин в Вильнюс над воздушным пространством Беларуси. Пилоту приказали направить самолет в Минск, куда его сопровождал истребитель.
На борту был белорусский журналист Роман Протасевич, который, как соучредитель и бывший редактор Телеграм-канала Nexta, сыграл важную роль в мобилизации на массовые протесты против Лукашенко после сфальсифицированных президентских выборов в Беларуси в августе 2020 года. Протасевич и его девушка были сняты с рейса и сразу взяты под стражу белорусскими властями.
Этот инцидент вызвал широкое осуждение. Генеральный директор Ryanair Майкл О'Лири назвал его «государственным пиратством», в то время как министр иностранных дел Великобритании Доминик Рааб обвинил Лукашенко в «шокирующем нападении на гражданскую авиацию и международное право».
Внимание также было сосредоточено на возможной причастности России. Согласно неподтвержденным первоначальным сообщениям, ряд пассажиров высадился во время незапланированной остановки в Беларуси, что породило предположение о том, что сотрудники российских или белорусских секретных служб, возможно, сели на борт самолета в Афинах для содействия координации операции по похищению. В то время как детали роли России еще не всплыли, принуждение к приземлению было встречено аплодисментами видных пропагандистов режима Путина.
Многие наблюдатели ожидают, что этот кризис усугубит зависимость Лукашенко от Кремля и еще больше прочно закрепит Беларусь на российской орбите. За время своего 27-летнего правления белорусский диктатор заработал репутацию хитрого аппаратчика за свою способность натравливать Россию и Запад друг на друга. Однако с тех пор, как в августе 2020 года начались общенациональные антиправительственные протесты, Лукашенко стал руководить жестокими репрессиями, в результате которых оказался в международной изоляции, а его зависимость от Москвы существенно возросла.
Ожидается, что санкции ЕС будут окончательно доработаны в ближайшие дни, в то время как другие страны также введут такие меры, как запреты на полеты. Президент Украины Владимир Зеленский 24 мая поручил подготовить решение о прекращении авиасообщения с Беларусью. Решение Зеленского будет иметь значительные региональные последствия, поскольку после отмены прямых рейсов между Украиной и Россией в 2015 году пассажиры летали через Минск.
Этот кризис усугубит зависимость Лукашенко от Кремля
Решение Лукашенко перехватить европейский авиалайнер, направляющийся из одного города ЕС в другой, угрожает создать зловещий прецедент безопасности для всей международной индустрии авиаперевозок. Если белорусский автократ не будет сурово наказан за свои действия, есть опасения, что другие авторитарные режимы, включая Россию, Иран, Саудовскую Аравию и Китай, могут использовать аналогичную тактику для преследования изгнанных противников или своих международных врагов, таких как журналисты и разоблачители.
Atlantic Council пригласил ряд экспертов выразить свое мнение по поводу этого драматического события и спросил, как международное сообщество должно отреагировать.
Джон Хербст, директор Евразийского центра Atlantic Council
Александр Лукашенко вызывает вопросы. После нескольких месяцев массовых демонстраций, бросающих вызов фальсификации проведенных в августе 2020 года президентских выборов и его правлению в Беларуси в течение четверти века, в последние несколько месяцев он, казалось, стабилизировал свое положение. Да, он сделал это старомодным, авторитарным способом, усиливая репрессии, и с определенной помощью своего кремлевского соседа. Он заплатил за это цену, а США и ЕС ввели некоторые санкции против Беларуси. Так почему же он рискнул своим и без того шатким международным положением, заставив приземлиться самолет Ryanair, следующий из Афин в Вильнюс, и сняв оппозиционного белорусского журналиста Романа Протасевича с рейса?
Ответ напрашивается сам собой. Молодой Протасевич сыграл важную роль в белорусской оппозиции как бывший редактор Телеграм-каналов Nexta и Nexta Live, которые организовывали и стимулировали массовые протесты в Беларуси, чуть не свергнувшие Лукашенко. Таким образом, его захват и «допрос» деморализует оппозицию и может дать информацию, позволяющую ему закрыть эти каналы.
Но как насчет рисков, связанных с совершением этого акта воздушного пиратства? Лукашенко не боялся возможных последствий? К сожалению, конечно же, нет. Санкции, введенные в отношении Беларуси за последние шесть месяцев в связи с фальсификацией результатов президентских выборов 2020 года и последующими репрессиями, были существенными, но с ними можно было жить. Белорусская оппозиция активно добивалась введения дополнительных санкций, но безрезультатно.
Между тем за последние два года Лукашенко стал свидетелем убийства Кремлем видного деятеля чеченской оппозиции в Берлине в 2019 году, отравления, а затем ареста Алексея Навального в 2020 и 2021 годах, и все это — безнаказанно. Печальнее всего то, что на прошлой неделе он видел, как администрация Байдена, утверждавшая, что будет решительно выступать против агрессивной внешней политики Москвы, пошла на серьезную уступку как Меркель, так и Путину. США не ввели санкции в отношении Nord Stream AG, фирмы, осуществляющей строительство газопровода, который позволит Кремлю оказывать давление на страны Восточной Европы. Идя на уступки большому диктатору, вы также теряете уважение и диктатора маленького.
А что же дальше? США и ЕС должны ввести ощутимые санкции против Лукашенко. Есть эксперты по санкциям, которые могут определить крупные фирмы в Беларуси, от которых финансово зависит режим Лукашенко. На них точно следует обратить внимание. Я бы также поддержал немедленное и полное эмбарго на все белорусские рейсы в ЕС и США и, возможно, в другие страны «Большой семерки», Канаду и Японию, пока Протасевич не будет освобожден.
Стивен Пайфер, научный сотрудник Академии Роберта Боша
Белорусская власть выдумала фальшивую угрозу взрыва, чтобы заставить пассажирский самолет Ryanair приземлиться в Минске, и арестовать одного из пассажиров, журналиста и противника режима Романа Протасевича. Это неприемлемый акт воздушного пиратства, спонсируемый государством, который потенциально подвергает опасности всех пассажиров и экипаж на борту. Это требует немедленного ответа Запада.
Самолет Ryanair выполнял рейс между Афинами и Вильнюсом, столицами двух государств-членов Европейского союза, а штаб-квартира Ryanair находится в Дублине, третьей столице ЕС, так что Европейский союз должен взять на себя инициативу в этом вопросе. Он должен немедленно приостановить все полеты авиакомпаний членов ЕС в Беларусь или из нее. Он также должен запретить все полеты белорусского национального перевозчика в аэропорты ЕС, и все государства-члены ЕС должны отказать Беларуси в разрешении на пролет. Это вынудит Belavia отменить большую часть своего графика, вероятно, включая некоторые из своих более выгодных маршрутов. Это минимум. Европейский союз должен дать ясно понять, что дополнительные санкции будут действовать до тех пор, пока Протасевич не будет освобожден.
Анна Любакова, внештатный научный сотрудник Atlantic Council
Блогеры и независимые журналисты долгое время были среди ключевых мишеней Александра Лукашенко в его кампании по подавлению всего инакомыслия. Белорусский диктатор стремится пропагандировать идею о том, что именно цифровые технологии, а не его собственное плохое правление, нарушения прав человека и растущая нищета мобилизуют белорусов на протест против него.
До воскресного инцидента борьба Лукашенко против своих сторонников демократии была почти исключительно внутренним делом. Однако насильственная посадка авиалайнера ЕС и похищение пассажира, летящего из одного города ЕС в другой, являются серьезной эскалацией. Лукашенко сейчас продемонстрировал, что нет пределов тому, как далеко он зайдет в своих репрессиях.
Этот инцидент является напоминанием о том, что Лукашенко — это не только внутренняя проблема Беларуси. Приказ реактивному истребителю сопровождать гражданский пассажирский самолет, полный граждан из различных стран, создает угрозу международной безопасности. То, что случилось с воскресным рейсом Ryanair, должно быть тщательно расследовано.
Западный мир должен послать мощный сигнал Беларуси, подтвердив непризнание Лукашенко и введя более широкие адресные санкции. Лукашенко и его подельники должны быть отрезаны от своего финансового жизнеобеспечения. В то же время крайне важно расширить поддержку белорусского гражданского общества и независимых СМИ страны. Наконец, Запад должен ясно дать понять, что ожидает свободных и справедливых президентских выборов в Беларуси, чтобы разрешить кризис легитимности, окружающий нынешний режим.
Брайан Уитмор, внештатный старший научный сотрудник Atlantic Council
Этим актом государственного угона, пиратства и похищения Александр Лукашенко перешел черту. Реакция международного сообщества должна быть быстрой и решительной. Некоторые западные страны уже запретили своим перевозчикам летать в воздушном пространстве Беларуси, и запретили у себя полеты белорусскому национальному авиаперевозчику Belavia. Этому примеру должны последовать больше стран. Следует также рассмотреть вопрос о дополнительных санкциях в отношении белорусских компаний, в том числе калийного гиганта Беларуськалий и Мозырского нефтеперерабатывающего завода.
Остается без ответа вопрос, какую роль Россия сыграла в этом инциденте, если таковая была. Российские и белорусские системы ПВО интегрированы, что говорит о том, что Лукашенко не мог принять решение послать истребитель и заставить самолет Ryanair приземлиться в Минске без ведома России. Более того, по неподтвержденным данным, четверо российских граждан вышли из самолета в Минске и не прилетели в Вильнюс, что вызвало предположение о том, что они, возможно, были агентами службы безопасности, причастными к операции. Возможная роль России в инциденте требует расследования. Если Москва сыграла какую-либо роль в этом международном преступлении, расплата должна быть существенной.
Джонатан Кац, старший научный сотрудник Frontlines of Democracy Initiative, Германского фонда Маршалла Соединенных Штатов
Посадка Александром Лукашенко пассажирского самолета Ryanair и похищение Романа Протасевича и Софии Сапеги заслуживают решительного осуждения США, ЕС и международного сообщества.
Чтобы отреагировать на этот акт воздушного терроризма, необходимы карательные меры, включая еще один раунд санкций, причем Брюссель уже продвигается в этом направлении. Ответ Запада должен быть также нацелен на потенциальных сообщников в Кремле и их возможную роль в поддержке этого угона, а также других продолжающихся репрессий против белорусов.
Речь идет не только о преступном деянии, нарушающем международное право и угрожающем жизни пассажиров. Это также продемонстрировало, как далеко этот авторитарный режим пойдет, чтобы сохранить власть и жестоко подавить белорусов, включая членов гражданского общества, представителей политической оппозиции и независимых СМИ страны.
Если подозрения в причастности Москвы окажутся верными, это будет свидетельствовать об углублении вовлеченности России во внутренние и внешние дела Беларуси, включая разведывательные службы. Это станет поводом для тревоги по поводу безопасности США, стран Балтии, Польши и всех союзников по НАТО.
Приспешники Лукашенко в КГБ и других службах безопасности заявляли последние несколько недель, что они преследуют белорусов за пределами Беларуси. Это жутко похоже на продолжающиеся попытки Москвы бесстыдно убивать и сажать в тюрьму российских политических оппонентов.
Следующая встреча Лукашенко и Путина, которая запланирована на ближайшие дни, подчеркнет увеличивающиеся издержки растущей зависимости от Кремля. Эта зависимость негативно сказывается на безопасности и благополучии белорусов, а также на более широкой трансатлантической стабильности и безопасности.