Вы еще помните историю с «путинским сыром» (Putin-juusto)?
В августе 2014 года в Финляндии продавали сыр с огромной скидкой — например, килограммовые упаковки сыра Oltermanni.
Европейский союз ввел экономические санкции против России из-за оккупации украинского Крыма. Россия ответила контрсанкциями, из-за которых финские производители были вынуждены сократить экспорт в соседнюю страну.
Агентство безопасности продовольствия Финляндии (Evira) дало специальное разрешение продавать в Финляндии продукты с российской маркировкой. Эти проданные в Финляндии молочные продукты стали называть «путинскими».
Экспорт мясной и молочной продукции из Финляндии в Россию по-прежнему приостановлен из-за взаимных санкций.
На практике за экспорт молочной продукции в Финляндии отвечает Valio. Компания экспортирует молочные продукты приблизительно в 60 стран. В 2020 году товарооборот Valio составил около 1,81 миллиарда евро.
«Сейчас мы сосредоточились на местном производстве в Москве. Объем нашего производства в России — примерно четверть того, что было до санкций», — говорит Элли Силтала (Elli Siltala), отвечающая за экспортный рынок Valio.
Силтала занималась экспортом и в 2014 году, когда санкции вступили в силу.
«Тогда о прекращении поставок масла сообщил завод в Сейняйоки. Из-за санкций мы потеряли около 400 миллионов евро».
Согласно статистике таможни, после введения санкций экспорт финских продуктов в Россию значительно просел.
За период с января по ноябрь 2013 года Финляндия поставила в Россию продукты на 370 миллионов евро. Тот же период в 2020 году принес всего 86 миллионов евро.
По словам Элли Силтала, после введения санкций возрос экспорт финской продукции в Польшу и Испанию. Однако объемы остались незначительными.
Настоящий рост наблюдается на китайском и французском рынке. Например, в Китай ежегодно поставляются детские молочные смеси примерно на 100 миллионов евро. Поставки масла во Францию приносят примерно 55 миллионов евро.
Экспорт финских сыров в Россию был значительно успешнее нынешних направлений.
Сейчас Valio поставляет сыры в Японию, заново открывшую для себя пиццу. Также компания начала экспортировать сыры для вегетарианцев Oddlygood в Америку. Valio надеется на рост экспорта продукции растительного происхождения — но пока он приносит лишь несколько миллионов евро в год.
В 2020 году экспорт финских продуктов питания и напитков поднялся до 1,77 миллиарда евро. Главные статьи дохода в экспорте — молочная продукция и мясо. Больше всего продуктов вывозится в страны ЕС. Особым успехом пользуются поставки в Швецию, Китай, Эстонию, Германию, Россию, Францию, Нидерланды и Данию.
До санкций главным экспортным направлением Финляндии была Россия.
«На российском рынке финские продукты ценят, и они пользуются популярностью», — говорит Марика Сяюневирта (Marika Säynevirta), отвечающая за вопросы экспорта и торговой политики в Союзе работников пищевой промышленности Финляндии (ETL).
Сяюневирта говорит, что финской молочной промышленности удалось найти новый рынок.
«Молочные продукты пользуются спросом за рубежом — и особенно в Китае».
Будучи представителем союза, Марика Сяюневирта не хочет комментировать санкционную политику. Она также говорит, что на экспорт продуктов сильно влияют и другие изменения в торговой политике — например, выход Великобритании из ЕС и таможенные пошлины, установленные США пару лет назад на экспортируемые европейские сыры.
«Мы приспосабливаемся к общей политической обстановке, в которой происходит много разных изменений одновременно», — уверена Сяюневирта.
Обычно изменения в политике происходят не так быстро, как это произошло в случае с санкциями в 2014 году, когда экспорт сыров в Россию вдруг неожиданно оборвался.
«Это коснулось всей Европы и других рынков и вызвало серьезные проблемы на мировых рынках. Пройдет еще много времени, прежде чем ситуация урегулируется», — считает Марика Сяюневирта.
Элли Силтала из Valio тоже не комментирует события в политике, но признается, что компания всегда была заинтересована в рентабельных экспортных рынках.
«Если граница откроется, мы увеличим местное производство, но мы не ставим на это. У нас 60 разных экспортных направлений, то есть альтернатива есть всегда — но мы будем скучать по России».
***
В последние недели газеты писали о российской пищевой и алкогольной продукции в связи с новым законом о шампанском.
В начале июля президент Владимир Путин утвердил закон, согласно которому все производители игристых вин обязаны называть свой продукт исключительно «игристым вином» и должны обозначать это на этикетке.
Согласно новому закону, слово «шампанское» может использоваться только применительно к российским игристым винам.
Особенно бурно на этот закон отреагировала Франция — ведь именно от французской области Шампань произошло слово «шампанское». Согласно традициям, «шампанским» следует называть только производимый там напиток.
Товарный знак французского шампанского используется более чем в 120 странах. С шампанским связан масштабный бизнес: по подсчетам французских производителей шампанского, за один только 2020 год экспорт напитка принес 2,6 миллиарда евро.
Правительство Франции предупредило Россию, что планирует обсудить вопрос с Всемирной торговой организацией.