Польско-российские отношения на политическом, экономическом и общественном уровне не бывали настолько плохими, как сейчас, с 1989 года. Основная причина этого кроется в неоимперской политике Москвы в восточноевропейском регионе, которую Варшава считает основной угрозой своей безопасности. Огромное воздействие на состояние польско-российских отношений оказало нападение России на Украину в 2014 году и продолжающаяся война между ними.
Аннексия Крыма и оккупация части Донбасса означала окончательный провал попыток Варшавы выстроить с Москвой нормальные контакты. Российская атака продемонстрировала, что путинский режим не способен смириться с утратой статуса глобальной державы и отказаться от неоимперской политики в отношении стран постсоветского пространства. В Варшаве стремление вновь подчинить их Москве считают главной угрозой безопасности. Этот польский страх перед Россией уходит корнями глубоко в прошлое.
Тяжелый груз истории
В результате подписания в 1385 году между Польшей и Литвой соглашения о династическом союзе первая начала вести с Москвой войны за доминирование в Восточной Европе, имевшие также религиозный подтекст (католицизм против православия). Эта конфронтация завершилась поражением федерации Польши и Литвы в 1660-х годах.
Победа позволила России обрести статус империи на следующие несколько сотен лет. Польша на рубеже XVII и XVIII столетий стала российским протекторатом, а в конце XVIII века утратила независимость. В начале XIX века более 80% ее территории находилось под контролем России. Поляки на короткий период вернули себе независимость в 1918-1939 годах, но во время Второй мировой войны их страна вновь стала российским протекторатом и обрела суверенитет лишь в 1993 году, когда ее территорию покинул последний российский солдат.
В период с начала XVI и до середины XX века поляки и россияне успели сразиться почти в 20 войнах, общая длительность которых составила примерно 70 лет. Начиная с середины XVII века почти во всех мы оказывались проигравшей стороной. Эти конфликты, а также российское доминирование, период которого продолжался с перерывами почти 300 лет, оказали чрезвычайно сильное воздействие на наше отношение к восточному соседу. Комплекс России включает в себя боязнь ее мощи, обиду из-за проигранной битвы за статус сильной державы, ощущение несправедливости и убежденность в собственном цивилизационном превосходстве, которая опирается на образ Польши как бастиона, на протяжении веков защищавшего свободную Европу/Запад от деспотичной Азии/Востока. Травму усугубили события XX века: советский геноцид польского меньшинства в 1937-1938 годах, массовые убийства (в частности, катынское), репрессии в отношении поляков в годы Второй мировой войны.
В итоге многим полякам не удается воспринимать восточного соседа объективно или замечать не связанные с конфронтацией элементы польской истории, например, вклад поляков в строительство Российской империи. Они также игнорируют те периоды, когда именно мы выступали нападающей стороной и чаще совершали преступления (речь, например, о польской оккупации Москвы в 1610-1612 годах, 4 ноября, в годовщину ее освобождения с 2004 года в России отмечается День народного единства), или несправедливо говорят, что СССР был для поляков таким же преступным государством, как Третий рейх. Некоторые представители правящей элиты выдвигают безосновательные обвинения, утверждая, что президент Лех Качиньский (Lech Kaczyński) погиб в 2010 году в результате организованного Москвой покушения. Разумеется, выработать более взвешенный подход к России полякам мешает агрессивная внешняя политика России и историческая политика Кремля, в которой прославляется империализм и люди, несущие ответственность за массовые убийства (Ленин, Сталин).
Исключительная сфера влияний против евроатлантической интеграции
Современные польско-российские отношения, судя по всему, обречены оставаться конфликтными по геополитическим и идейным причинам. Польша стала членом НАТО и ЕС, начала поддерживать идею расширения этих организаций на Восточную Европу и Закавказье в опоре на модель либеральной демократии со свободной рыночной экономикой и верховенством права. Свое членство в них и евроатлантическую интеграцию восточных соседей Варшава считает лучшей гарантией собственной модернизации, а также защитой от попыток России вновь подчинить себе Восточную Европу.
После прихода к власти в 1999 году Владимира Путина Россия стала сильнее и агрессивнее, она решительно протестовала против вступления постсоветских стран в НАТО и ЕС, а также поддерживала автократов. Москва, не принимая во внимание мнение населения этих стран, считает их своей исключительной сферой влияния («ближним зарубежьем»). Кремль выдвинул также интеграционное контрпредложение: членство в Евразийском экономическом союзе и Организации Договора о коллективной безопасности.
Серьезная напряженность в польско-российских отношениях возникла в контексте «оранжевой революции» (2004-2005 год) на Украине, когда Варшава поддержала продемократические выступления, а Путин — фальсификацию выборов, и позже — в 2008 году, когда Россия напала на Грузию, воевавшую с сепаратистами. Польский президент Лех Качиньский в знак солидарности приехал в Тбилиси и выступил перед грузинами с речью, поддержав их в борьбе с российской агрессией.
Однако уже годом позже, когда администрация нового президента США Барака Обамы начала перезагрузку отношений с Кремлем, правительство Дональда Туска (Donald Tusk), дистанцируясь от президента, предприняло попытку наладить с Москвой отношения. Тогда в последний раз премьер и президент (в 2010-2011 годах), а также глава МИД Польши (в 2012 году) посещали Россию.
Проект перезагрузки закончился окончательным провалом в 2013 году, когда вспыхнула украинская «революция достоинства». Польша поддержала демократическую оппозицию, а Россия — авторитарного президента. Российская пропаганда, делая отсылки к истории, обвиняла Варшаву в мегаломании и «традиционных» попытках подчинить себе Украину. Принципиальное расхождение позиций между нашими странами превратилось в пропасть после российского нападения на Украину. Польша вступилась за Киев на международной арене, на площадке ЕС и НАТО она была одним из основных сторонников введения санкций в отношении РФ и углубления военного сотрудничества между Альянсом и Киевом.
Укрепление российского военного потенциала, регулярное обращение к военной силе или угрозам применить ее в отношении соседей, провоцирование Россией инцидентов с участием членов ЕС и НАТО склонили Альянс в 2014 году принять решение о размещении на ротационной основе в Польше и странах Балтии войск, а потом — о наращивании их численности. Эти шаги Москва сочла враждебными. Приняв на своей территории американский контингент, Польша, как подчеркивала российская пропаганда, подтвердила, что она стала прихвостнем США. Такая формулировка демонстрирует, что Россия не считает Варшаву равноправным партнером, а ее политика в отношении нашей страны в значительной мере взаимосвязана с состоянием отношений между Кремлем и Вашингтоном.
Недавно у Польши возникли разногласия с Россией также из-за Белоруссии. В 2020 году она стала на Западе одним из самых решительных защитников белорусской оппозиции, протестовавшей против результатов фальсифицированных Лукашенко выборов, а Москва, как обычно поддержала автократа. Вопрос будущего Белоруссии имеет огромное значение с точки зрения геополитики. Если эта страна, уже сейчас сильно зависящая от Москвы, продолжит углублять интеграцию с ней в военной сфере, это негативным образом отразится на нашей безопасности. Польско-белорусская граница, протяженность которой составляет почти 420 километров, в два раза длиннее польско-российской границы на севере, так что большая часть Польши окажется между молотом и наковальней.
Страдают экономика и общество
Резкое ухудшение политических отношений после 2013 года обернулось беспрецедентным ограничением экономического сотрудничества между Польшей и Россией, а также межчеловеческих контактов. Политика всегда оказывала на две эти области негативное влияние. Несмотря на географическую близость и значительный потенциал обеих экономик взаимодействие в период после 1991 года не было блестящим. В особенности бледно выглядела инвестиционная сфера. До прошлого года оба государства, если не учитывать инвестиции, зарегистрированные в третьих странах, взаимно инвестировали всего около миллиарда долларов.
Торговый баланс на протяжении многих лет был для Польши отрицательным. Она покупала в России в первую очередь газ, нефть и уголь, и та занимала второе место после Китая в списке стран, с которыми мы имели торговый дефицит. Импорт стратегических сырьевых ресурсов после российского нападения на Украину стал, однако, представлять проблему. Структурная стагнация российской экономики, санкции, польская политика диверсификации источников поставки сырья, а потом пандемия covid-19 привели к радикальному ограничению торговых контактов с Россией. Если в 2013 году она еще занимала вторую строчку в списке важнейших партнеров Польши (10% торгового оборота), то сейчас опустилась на восьмую (чуть более 3,5%).
Такая же ситуация наблюдается в контактах между двумя народами. В период перезагрузки Польша подписала с Россией договор о малом приграничном движении с Калининградской областью. Он вступил в силу в 2012 году, в результате чего увеличилось количество посещавших нашу страну россиян. В 2011 году они пересекли польско-российскую границу примерно 1,3 миллиона раз, а в 2014 — примерно 3,2 миллиона раз. Однако в 2016 году Варшава, ссылаясь на соображения безопасности, приостановила действие договора. В 2019 году количество поездок россиян из Калининградской области в Польшу по сравнению с 2014 годом снизилось на 40%.
В рамках Запада
Варшава считает, что на протяжении последних столетий ключевой задачей в контексте России было формирование в рамках Запада идеи о необходимости проводить в ее отношении более принципиальную политику. В последние годы российский неоимперский курс значительно упростил это дело, хотя некоторые влиятельные страны, например, Франция, все еще стремятся к разрядке.
Перспективы выглядят для нас благоприятными. Новая американская администрация считает Россию в первую очередь серьезной угрозой. Политика Германии в отношении Москвы может стать более жесткой после появления правительства с участием «Зеленых», которые выступают главными критиками Путина на немецкой политической сцене. Чехия, выяснив, что шесть лет назад российские спецслужбы взорвали склад боеприпасов на чешской территории, в результате чего погибли двое чешских граждан, стала крайне чувствительно относиться к российской неоимперской политике. Прага с точки зрения Варшавы выглядит перспективным партнером, во внешнеполитической стратегии которого важное место занимает поддержка демократии, что показала чешская позиция в отношении режима Лукашенко или дела Навального. В этой ситуации, как ни странно это прозвучит, главной проблемой для Польши может оказаться она сама.
Вердикты европейских судов, признающие изменения в польской системе правосудия не соответствующими праву ЕС, отсутствие в Варшаве посла США, нежелание Байдена, критикующего внутреннюю политику польского руководства, звонить президенту Дуде (Andrzej Duda), принятые большинством голосов многочисленные резолюции Европарламента с критикой польских властей за национализм, нарушение прав женщин и гомофобию показывают, что Польше будет крайне сложно продвигать евроатлантические ценности в Восточной Европе или формировать в рамках Запада коалицию против России.