В понедельник, 2 августа, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган поговорил по телефону со своим тунисским коллегой Кайсом Саидом и подчеркнул важность продолжения работы парламента, деятельность которого Саид приостановил. Ход президента Туниса против братского Партии справедливости и развития (ПСР) Турции движения «Ан-Нахда» представляет серьезную проблему для региональной политики Эрдогана.
Оценивать события в Тунисе только в контексте арабских восстаний 2011 года и региональной политики, конечно, было бы неправильно. У каждой страны, у каждой локальной силы свои условия, история, контекст. Следовательно, не нужно упускать из виду тот факт, что у общественных движений Туниса тоже своя субъектность, возможности вмешательства в политику и потенциал. Однако при рассмотрении региональной политики также необходимо использовать сравнительный метод. Следует принимать во внимание как независимую инициативу тунисского народа, так и региональную, глобальную конъюнктуру, в которой он действует. На этот момент я хотел бы обратить особое внимание, прежде чем попытаться оценить события в Тунисе с точки зрения региональной политики.
Политика союзов, которую Эрдоган пытался проводить начиная с арабских восстаний, вспыхнувших в 2011 году, получила серьезный удар в 2013 году, когда генерал ас-Сиси захватил власть в Египте. С тех пор у Турции не было последовательной геополитической доктрины или стратегии. Напротив, Турция попала в странное положение. Правящие власти, не сумевшие получить желаемой поддержки своим региональным амбициям со стороны западного союза, начали сотрудничать с державами, с которыми они конкурировали и даже конфликтовали в регионе, такими как Россия и Иран. При поддержке противоборствующих сторон в Сирии, Ливии Анкара смогла извлечь дипломатический капитал из этого положения (например, в «Астане»). От такой противоречивой позиции не следует ожидать выдержанной доктрины. Более того, в таких условиях предпочтительнее вообще не иметь никаких доктрин, принципов и проводить политику на основе сиюминутных реакций. Однако недостатком такой позиции является то, что политическая близорукость постепенно прогрессирует, возникает полная неопределенность относительно будущего и первоначальные цели полностью утрачиваются. Политика Эрдогана в Сирии и Ливии в результате неожиданных ходов, с одной стороны, изменила союзников, с другой — подтолкнула Турцию к беспрецедентным в истории трансграничным операциям. Однако этих маневров оказалось недостаточно для предотвращения структурных преобразований в регионе.
С точки зрения региональной политики ход Кайса Саида усилил позиции Объединенных Арабских Эмиратов, Египта, России и Франции, в то время как Катар и Турция утратили свое влияние. События в Тунисе напрямую повлияют на расстановку сил в Ливии. Не секрет, что лидер «Ан-Нахды» и спикер тунисского парламента аль-Ганнуши (Gannuşi) поддерживает ас-Сарраджа, которого также поддерживает Эрдоган. А президент Саид изменил позицию Туниса с тех пор, как занял свой пост, и стал придерживаться иной позиции, нежели аль-Ганнуши. Можно предположить, что в ближайшие дни эта позиция станет более очевидной.
Уже понятно, что в Тунисе мы не увидим процесса подобно перевороту во главе с ас-Сиси в Египте. Как я упоминал на прошлой неделе, уникальные условия Туниса отличают эту страну от других стран Северной Африки. Однако с точки зрения региональной политики — не будет преувеличением сказать, что к поражениям, которые ось Турция — Катар пережила с 2013 года, добавилось еще одно. Мало того, это поражение, очевидно, также будет иметь серьезные последствия для внутренней политики Турции, учитывая доктрину «Голубая родина». Мы стали еще на один шаг ближе к официальному развенчанию доктрины «Голубая родина», которая с момента ее выдвижения служила больше концепцией общественной дипломатии и связей с общественностью, а не стратегической доктриной, и практически утратила свой смысл. А такое развитие событий поставит в трудное положение как исламистов-ихванистов (сторонников «Братьев-мусульман» — организация запрещена в РФ — прим. пер.), так и националистов-евразийцев, разделяющих претензии ПСР на статус региональной державы. Таким образом, в геополитической композиции, которая является основополагающим элементом нынешней правящей коалиции, произошло еще одно важное изменение. Нужно внимательно следить за последствиями этого изменения для правящего режима.