Когда пять лет назад Дмитрий Унагаев купил свой первый электромобиль, друзья и соседи в его родном Хабаровске были озадачены. Но с тех пор многое изменилось. Сегодня в этом городе на российском Дальнем Востоке электромобили стали обычным явлением.
«Эти автомобили можно увидеть практически на каждом углу», — сказал 31-летний Унагаев, который владеет автомастерской. На улицах и во дворах припарковано множество электрокаров. По словам Унагаева, люди даже спускают розетки с балконов, чтобы заражать свои машины.
Более одной пятой всех электромобилей, импортированных в Россию с января по май, были проданы в Хабаровске и других частях российского Дальнего Востока, хотя, согласно данным московского аналитического агентства «Автостат», в этом регионе проживает всего 4% населения страны. В столице России, где проживает как минимум в два раза больше людей, было продано всего 14% электромобилей.
Российский Дальний Восток — это не слишком богатый регион, и его точно нельзя назвать бастионом экологической сознательности. Интерес его жителей к электрокарам объясняется уникальной экономической ситуацией в регионе, который изолирован от западной части страны. Тем не менее этот регион позволяет нам понаблюдать за тенденциями — рост цен на нефть, снижение цен на электроэнергию и падение стоимости обслуживания электрокаров, — которые однажды могут обусловить массовый переход на электромобили по всей стране и за ее пределами.
Благодаря близости к Азии местные жители имеют доступ к достаточно недорогим подержанным электромобилям, импортируемым из Японии. Первый автомобиль Унагаева с питанием от аккумулятора был подержанным Nissan Leaf. Подержанные электромобили выпущенные c 2011 по 2013 год, стоят от 400 000 до 600 000 рублей, согласно данным популярного российского сайта с объявлениями о продаже автомобилей. В конце концов Унагаеву удалось поменять свой Leaf на подержанную Tesla.
Для российского Дальнего Востока также характерны относительно невысокие цены на электричество, которое субсидируется государством, стремящимся стимулировать развитие региона. В то же время из-за недостаточных мощностей местных нефтеперерабатывающих заводов цены на топливо в регионе, как правило, выше, чем в среднем по России. По данным Росстата, на конец июля цены на топливо на Дальнем Востоке были выше средних по стране на 6%.
«Главная движущая сила одинакова во всем мире, — сказал старший консультант компании Vygon Consulting Евгений Тыртов. — Потребители начинают массово голосовать рублем, евро и долларами за электромобили, как только они становятся более экономичными, чем традиционные автомобили».
Математика проста, как сказала 41-летняя Ольга Иванова, глава строительной фирмы в Иркутске, городе на востоке Сибири. Электричество для зарядки ее электромобиля обходится ей в 500 рублей в месяц, а на бензин для второй машины ее семья ежемесячно тратит почти 10 000 рублей.
«Мы с мужем посчитали, что на топливе и других расходах на обычный автомобиль мы сможем сэкономить около 200 000 рублей в год, — сказала Иванова. — Не могу сказать, что мне не хватает денег, но, когда вы понимаете, что вы можете получить тот же уровень комфорта, то же удовольствие и при этом сэкономить 200 тысячи рублей, это довольно приятно».
По данным Vygon Consulting, экономия при владении подержанным Nissan Leaf на российском Дальнем Востоке составляет в среднем 40-50 тысяч рублей в год по сравнению со стоимостью владения российской Lada Granta, которую принято называть «народным автомобилем». Эта сумма примерно равна средней месячной зарплате в регионе.
«У нас также есть автомобиль, работающий на бензине, но мы его редко используем, потому что нам не нужно ездить на большие расстояния», — сказал 28-летний Алексей Жуков, маркетолог из Хабаровска. Ранее в этом году он купил подержанный Nissan Leaf, решив последовать примеру своих родственников.
Микрокосм российского Дальнего Востока отличается от реальности остальной части страны. По данным Vygon Consulting, электромобили составляют менее 0,2% от общего парка легковых автомобилей в России. Неудивительно, что высокая цена нового электромобиля остается основным препятствием для потенциальных покупателей. Но это изменится, как только снизятся цены на батареи. Средневзвешенная по объему рыночная цена на литиево-ионный аккумулятор в 2020 году составила 137 долларов за киловатт-час — это существенное падение цены по сравнению с 2010 годом, когда она составляла 1191 доллар за киловатт-час. И цены продолжат падать: согласно прогнозу старшего аналитика BNEF Александры О'Донован (Aleksandra O'Donovan) к 2024 году цена опустится ниже 100 долларов, а в 2030 году она достигнет 58 долларов за киловатт-час.
«Мы прогнозируем, что в конце 2020-х годов электромобили будут обходиться так же, как и традиционные автомобили, или даже дешевле», — сказал она.
Внешние факторы, такие как стоимость электроэнергии в сравнении со стоимостью бензина, будут зависеть от политики правительства, субсидий и состояния рынков угля, и все эти факторы заметно варьируются от одной страны к другой. Тем не менее распространение электромобилей, даже в таких относительно небольших городах, как Хабаровск, позволяет людям ближе познакомиться с преимуществами технологии, которая позволяет экономить и снижать выбросы углекислого газа.
«Динамика электромобиля, то, как он разгоняется, — это бонус к возможности сэкономить, — сказала Иванова. — Это ни с чем несравнимое ощущение».
Стейси Ноблет (Stacy Noblet), руководитель отдела по электрификации транспорта в консалтинговой компании ICF, считает, что привлекательность электромобилей в глазах потребителей будет только расти. «Водители электрокаров делятся своими историями и рассказывают их соседям», — пояснила она.
«Сарафанное радио» набирает обороты по всей России. На множестве онлайн-форумов энтузиасты электромобилей активно рекламируют этот вид транспорта, стараясь убедить сограждан в том, насколько приятно «проезжать мимо автозаправок с улыбкой на лице».