«Талибан»* захватил более сотни вертолетов российского производства разной степени исправности, заявил глава российской государственной компании по экспорту вооружения. Однако талибы вряд ли смогут их использовать из-за отсутствия доступа к команде технического обслуживания и запасным деталям.
Нейтрализовав афганскую армию и взяв под контроль крупные склады оружия и транспортных средств, «Талибан» также захватил как минимум сотню Ми-17, транспортных вертолетов российского производства. Вертолеты были закуплены США для афганских вооруженных сил, поскольку они относительно дешевые и более простые в управлении по сравнению с UH-60 Black Hawk.
«Вертолетный парк там большой: более сотни вертолетов Ми-17 различных типов, — сказал, по сообщению агентства «Интефакс» глава российской экспортной компании «Рособоронэкспорт» Александр Михеев. — Конечно, этот парк требует ремонта, обслуживания, поставки запчастей». Большая часть этого парка, по его словам, уже не может быть использована.
Оценка Михеева значительно превышает заявленное количество вертолетов российского производства в Афганистане. Согласно опубликованному в июле докладу специального главного инспектора США по вопросам восстановления Афганистана (Sigar), в распоряжении афганских военных было 56 вертолетов Ми-17, из них 32 были пригодны к использованию и находились в стране. Ми-17 — это экспортная версия российского вертолета Ми-8, который производят на двух заводах в России: в Казани и в Улан-Удэ.
Сколько из этих вертолетов сейчас находятся в пригодном для полетов состоянии неясно, поскольку свертывание вооруженных сил США и наступление «Талибана» [негативно] сказались на готовности афганских ВВС. Ранее в этом месяце появились видеоролики, на которых бойцы «Талибана» летали на Ми-17. Однако нет никаких признаков того, что талибы используют вертолеты в боевых операциях.
В последние годы США стали поставлять в Афганистан вертолеты Black Hawk, отчасти из-за ограничений на работу с российскими производителями вооружения и экспортерами Ми-17. Однако гораздо меньшее число афганских команд были обучены поддерживать состояние этих вертолетов. По данным Sigar, готовность парка Black Hawk сократилась в два раза до 39 процентов в период с апреля по июнь, поскольку подрядчики по техническому обслуживанию были отозваны.
Годами парк Ми-17 служил основой афганских ВВС, вертолеты регулярно выполняли работы по перевозке войск, доставке боеприпасов и эвакуации раненых. США начали закупать вертолеты Ми-17 в 2005 году, они успели закупить как минимум 50 машин у российской государственной экспортной компании, планы закупить еще 30 вертолетов натолкнулись на несогласие в Конгрессе в 2013 году.
Пентагон настаивал на заключении сделки. «Они их использовали годами, — по информации The Washington Post, заявил в апреле 2013 года Чак Хэйгел (Chuck Hagel), занимавший тогда пост министра обороны, во время своего выступления в Палате представителей. — Легкие в обслуживании, простые. Мы получим их довольно быстро. Они хотят именно их».
«Как только прекращается работа инженерно-технической службы, сразу техника будет, по нашим российским регламентам, нелётная», — сказал Михеев.
По мере приближения «Талибана» к Кабулу десятки афганских пилотов пересекли на военных транспортных средствах границу с Узбекистаном. Согласно заявлению правительства Узбекистана, 46 афганских воздушных судов, в том числе 24 вертолета, были вынуждены сесть на территории этой центрально-азиатской страны. Анализ спутниковых фотографий вертолетов показывает, что 19 из них, похоже, являются Ми-17, и девять — Black Hawk.
В среду Россия заявила, что приступит к эвакуации порядка 500 своих граждан из Афганистана на четырех транспортных самолетах. МИД страны сообщил, что не станет закрывать посольство в Афганистане, и что с момента падения Кабула, произошедшего на прошлой неделе, оно проводило консультации по вопросам безопасности с представителями «Талибана».
* террористическая организация, запрещенная в России.