Россия хочет заменить поисково-разведывательные вертолеты на своих кораблях на беспилотные летательные аппараты большей дальности. На этой неделе такое заявление сделал российский Фонд перспективных исследований (являющийся аналогом Управления перспективных исследований и разработок Министерства обороны США). Новая концепция предусматривает запуск беспилотников с беспилотников корабельного базирования.
Теоретически процесс начинается с циклокоптера, как называют беспилотный летательный аппарат без винта и традиционных крыльев. Циклокоптер служит платформой-носителем для разведывательного дрона с крыльями, поднимающим его в воздух. Циклокоптер летит вперед, а крылатый беспилотник взлетает с него как с аэродрома. Посадка осуществляется в обратном порядке: дрон садится на движущуюся платформу, а она возвращается на корабль.
В этой технологической матрешке используются дроны нового типа, приспособленные к небольшим размерам корабля. Не на всех кораблях есть место для летательных аппаратов, и даже если оно имеется, только на специальных авианосцах можно разместить более двух вертолетных площадок. Новая концепция призвана решить эту проблему ограниченного пространства, где в лучшем случае можно разместить небольшие самолеты вертикального взлета и посадки.
Что касается циклокоптеров (цикложиров), то эти странные аппараты появились еще на заре авиации. Вместо неподвижных крыльев по обе стороны от корпуса или большого ротора над центром тяжести аппарата в циклокоптере используются как минимум два пропеллера с лопастями, образующими форму цилиндра. Они вращаются, создавая подъемную силу и тягу. По своему внешнему виду они напоминают гребное колесо парохода, где вместо воды используется воздух.
Лопасти при вращении постоянно регулируются, меняя угол атаки в полете и обеспечивая подъемную силу, снижение и горизонтальный полет. Как концепция проект цикложира появился в 1900-х годах, но в основном он был инженерной диковинкой, а не рабочей машиной.
При применении на корабле циклокоптер особенно интересен тем, что его можно использовать в качестве посадочной площадки и взлетной полосы — но в небе.
«Платформа поднимает беспилотник самолетного типа в воздух, обеспечивает выход на нужную скорость и угол запуска, как будто тот взлетает с аэродрома. То есть он полностью заменяет собой взлетно-посадочную полосу, становясь воздушным аэродромом. Поэтому мы назвали платформу „циклодром", потому что он как компактный „кусочек" аэродрома, — рассказал российскому государственному агентству „РИА Новости" Ян Чибисов из Фонда перспективных исследований. — На посадке эта же платформа догоняет беспилотник, подлетает и сама его подхватывает. Задача беспилотника в этот момент просто лететь прямолинейно. При этом все операции должны проводиться в автоматическом режиме без участия оператора».
История запусков летательных аппаратов с других летательных аппаратов началась очень давно, с истребителей сопровождения, которые в 1930-е годы запускали с дирижаблей. Новейшим воплощением этой технологии стал самолет-носитель White Knight компании Virgin Galactic, предназначенный для воздушного запуска туристического космоплана. Запускать дроны намного проще, так как не нужно думать о создании комфортных условий для человека и о прочих ограничениях.
В настоящее время разведку с российских небольших кораблей проводят вертолеты. А на тех кораблях, где нет места для вертолетной площадки, разведку ведут беспилотники, запускаемые с рельсов, которые при посадке ловят сетями. Для такого запуска места на палубе требуется меньше, чем для взлетной полосы, но оператору работать гораздо труднее, так как он после запуска дрона должен немедленно брать управление на себя. А спасательная команда должна поймать садящийся дрон сетью и затем извлечь его оттуда.
«Российский ВМФ осознает трудности ведения разведки, наблюдения, противолодочной и противоминной борьбы при помощи пилотируемых аппаратов. Поэтому он хочет, чтобы каждый корабль стал носителем воздушных, надводных и подводных дронов и беспилотных систем, — говорит аналитик Центра военно-морского анализа (Center for Naval Analysis) и старший научный сотрудник Центра новой американской безопасности (Center for New American Security) Сэмюэл Бендетт (Samuel Bendett). — В этом конкретном проекте реализуются сегодняшние планы ВМФ по размещению на кораблях небольших беспилотников самолетного и вертолетного типа. Он предполагает наличие на борту кораблей беспилотников гораздо большей дальности, даже если там нет пространства для взлетной полосы».
Если российскому ВМФ удастся разместить на кораблях больше дронов, он сможет эффективнее вести поиск и осуществлять слежение за морскими угрозами, начиная с подводных лодок и заканчивая надводными кораблями. Сейчас часть этой работы выполняют самолеты, взлетающие с наземных аэродромов, в частности, Ил-38, находящийся на вооружении с 1960-х годов.
«С появлением больших тяжелых БПЛА типа „Альтиус" эти пилотируемые платформы видимо будут списаны, — говорит Бендетт. — Сегодня в российском ВМФ используются дроны „Форпост" наземного базирования, которые обеспечивают дополнительные возможности для ведения разведки и наблюдения в Калининградской области, в Крыму и на Камчатке».
Приход дронов на смену существующим пилотируемым летательным аппаратам отнюдь не означает, что потребность в человеческом труде при выполнении задач такого рода полностью отпадет. Человек будет следить за полетами беспилотников, читать снимки, расшифровывать данные приборов и искать угрозы, в то время как автономные системы будут обеспечивать полеты дронов.
Наверное, современные технологии упростят эту работу. Но даже в этом случае морякам придется вручную устанавливать один дрон на другой, а затем управлять их полетом в небе.