(CNN) Глава российской космической отрасли следил за тем, как миллиардеры Джефф Безос и Ричард Брэнсон побывали в космосе на борту транспортных средств, которые они помогли финансировать, и выразил желание, чтобы российские олигархи последовали их примеру.
«Наши миллионеры предпочитают вкладывать больше в яхты, а не в космические корабли, — сказал Дмитрий Рогозин Си-эн-эн в своем первом интервью западным СМИ с тех пор, как стал генеральным директором Роскосмоса. — Но, может быть, дети нынешних российских миллионеров будут мудрее».
Рогозин впечатлен растущей индустрией космического туризма Соединенных Штатов, в том числе компаниями Virgin Galactic Брэнсона и Blue Origin Безоса.
«Мне нравится то, что делают ваши люди — люди, которые тратят собственные деньги на вещи, полезные для общества в целом», — сказал Рогозин.
Но высшей похвалы Рогозин удостаивает основателя компании SpaceX Илона Маска и винит в застое своей страны в космосе нестабильность, последовавшую за распадом Советского Союза.
«Г-н Илон Маск реализует многие идеи и мысли, которые хотели реализовать мы, но не смогли, потому что после распада Советского Союза наша космическая программа на некоторое время остановилась, — сказал Рогозин. — Мы уважаем его как организатора космической отрасли и как изобретателя, который не боится рисковать».
Рогозин даже приглашает Маска к себе домой в Россию «быть гостем моей семьи» и обсудить «изучение Вселенной, внеземной жизни и то, как мы можем использовать космос для сохранения жизни на Земле».
«Я уже и чайник поставил», — сказал Рогозин.
Но отношения между Рогозиным и Маском не всегда были такими уж дружескими.
В декабре прошлого года Рогозин поделился в «Твиттере» и «Фейсбуке» фотографиями специалистов Роскосмоса, восстанавливающих — в окружении снега — фрагмент ракеты «Союз» в отдаленном российском регионе Якутия.
Компания SpaceX отказалась комментировать эту историю, но Маск уже доказал ранее, что в равной степени способен нанести тонкий, острый удар.
В 2014 году Рогозин был подвергнут санкциям со стороны США за его роль в качестве заместителя премьер-министра России и председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации в ходе аннексии его страной украинского Крыма. Санкции также были направлены против российского космического сектора, поскольку ракетные технологии часто могут быть использованы и для ядерных ракет.
«Проанализировав санкции против нашей космической отрасли, я предлагаю США доставлять своих астронавтов на Международную космическую станцию с помощью батута», — написал Рогозин в «Твиттере».
В то время НАСА полностью полагалось на российские ракеты «Союз» для доставки американских астронавтов на Международную космическую станцию после вывода из эксплуатации флота космических челноков. Но эта зависимость закончилась в прошлом году, когда ракета Falcon 9 компании SpaceX впервые за почти десятилетие отправила в капсуле Dragon астронавтов НАСА с территории США.
Вскоре после успешного запуска из Космического центра Кеннеди Маск, наконец, ответил на замечание Рогозина многолетней давности, сказав: «Батут работает».
Новый «батут» SpaceX привел к миллиардному сокращению доходов бюджета Роскосмоса. По оценкам, НАСА заплатило Роскосмосу почти 4 миллиарда долларов за места на ракетах «Союз» в период с 2011 по 2019 год. Но Рогозин говорит, что выплаты были «каплей в море. Услуга, которую мы оказали американским астронавтам, была бесценна».
В настоящее время Роскосмос разрабатывает ракету нового типа под названием «Амур», впервые предложенную SpaceX и Blue Origin, — многоразовую ракету, способную безопасно приземлять свою первую ступень на Землю после старта в космос. Рогозин надеется, что она будет готова к полету к 2025 году, и описывает его сходство с ракетой Falcon 9 SpaceX как «нормальную, здоровую конкуренцию между инженерами».
Роскосмос также разрабатывает новый двигатель для ракеты «Амур» — РД-169. Россия имеет долгую и легендарную историю как мировой лидер в производстве ракетных двигателей. Даже Маск признал в 2019 году, что «в России отличная ракетная техника и лучший двигатель, который в настоящее время летает», хотя не сказал, какой двигатель он имел в виду.
Фактически, российские стародавние двигатели РД-180 все еще используются для запуска американских ракет в космос. Компания «Юнайтед лонч альянс» (United Launch Alliance или ULA), совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin, закупает эти двигатели и использует для запуска своей ракеты Atlas V в течение почти двух десятилетий. Atlas V — одна из самых надежных ракет на планете, она используется для запуска спутников и классифицированных полезных грузов в космос для Военно-воздушных сил Соединенных Штатов, Национального управления разведки и НАСА. Противоречивая практика закупки двигателей российского производства для этих миссий приводила в ярость покойного сенатора Джона Маккейна, который предпринял значительные усилия, чтобы запретить Пентагону закупать двигатели РД-180 после 2021 года.
Для того, чтобы избавиться от зависимости от РД-180, этот альянс объединился с Blue Origin для разработки двигателя BE-4 американского производства для своей новой ракеты «Вулкан». Двигатель Blue Origin на годы отстает от графика, но генеральный директор «Юнайтед лонч альянс» Тони Бруно (Tony Bruno) заявил на Космическом симпозиуме в августе, что рассчитывает получить первые готовые к полету двигатели BE-4 к концу этого года.
Рогозин в это не верит.
«Мы знаем, что эти двигатели далеки от реальной замены РД-180, — сказал Рогозин. — Продолжайте покупать российские двигатели. Они — дешевы».
Blue Origin не ответила на запрос о комментарии.
Как-бы то ни было, но Рогозин приглашает Брэнсона, Безоса и Маска на октябрьский запуск космического корабля «Союз» с космодрома Байконур в Казахстане.