У российского паспорта, как и у русского языка, — узкое предназначение во внешней политике РФ — быть инструментами гибридной войны
В России граждан Украины и Белоруссии по умолчанию считают «носителями русского языка» (НРЯ) и на этом основании готовы закреплять этот статус в юридическом порядке, что является ступенью к получению российского гражданства. Такая «щедрость» со стороны России обычно была связана с агрессивными намерениями.
12 июля этого года на официальном сайте президента РФ была опубликована статья его авторства «Об историческом единстве русских и украинцев». В ней Путин объявил русских, украинцев и белорусов одним народом, которому нужно быть вместе. Как заявлял в прошлом году Сурков, бывший кремлевский «куратор» Донбасса, к братству лучше всего заставлять силой. Итак, статья Путина в России была включена в перечень обязательных тем для занятий с военнослужащими по военно-политической подготовке.
Для оправдания агрессии или своего военного присутствия Россия уже неоднократно использовала массовую раздачу паспортов.
«С раздачей паспортов в мирных целях у нас как-то не задалось: результаты разрекламированной программы переселения соотечественников воображения не поражают, да и ноу-хау с паспортизацией иностранных знаменитостей должного геополитического эффекта не произвело… Зато опыт использования российских паспортов в военно-политических интересах оказался куда более эффективным», — писал журналист Дмитрий Камышев для российского издания «Ведомости».
Для начала, вспоминает Камышев, еще в середине 1990-х, Москва потренировалась на Приднестровье, где раздача паспортов имела целью замораживание конфликта. В Абхазии и Южной Осетии раздача российских паспортов в итоге обернулась военной агрессией против Грузии. В августе 2008 года тогдашний глава МИД Украины Владимир Огрызко заявил, что генеральное консульство РФ в Симферополе выдает российские паспорта украинским гражданам в Крыму, тогда как двойное гражданство в Украине запрещено. Мустафа Джемилев предлагал тогда закрыть российские консульства на территории полуострова, чтобы они не выдавали крымчанам российские паспорта и не создавали повод для аннексии АРК по юго-осетинскому сценарию.
В 2019 году правом на получение российского гражданства в упрощенном порядке Путин «осчастливил» жителей ОРДЛО, а затем и тех, кто проживал на этих территориях или в Крыму до оккупации. Им не пришлось ни получать сначала вид на жительство, ни сдавать какие-либо экзамены — в отличие от не таких счастливых обычных «соотечественников», которые годами (иногда более десяти лет) ждут гражданства. Указ был подписан Путиным через три дня после выборов в Украине нового президента. По мнению экспертов, это было намеренным применением механизма давления, шантажа и ультиматума.
«Не исключено, что вскоре прозвучит и третий выстрел — о зачислении в категорию льготников всех жителей Украины», — прогнозировали «Ведомости» два года назад.
И вот на днях сенатор Сергей Цеков и депутат Андрей Козенко («Единая Россия») внесли на рассмотрение Государственной думы РФ законопроект об упрощении механизма получения иностранцами статуса НРЯ — «носителя русского языка». Таким образом, чтобы возможность его получить была у всех русскоязычных по их месту жительства за пределами России. Этот статус, напомним, расширяет доступ к упрощенному порядку получения российского гражданства. До этого получить его могли лишь те иностранцы, которые временно пребывают или проживают в РФ, подать заявление на его получение можно было только в региональное управление МВД.
Еще раньше, в марте 2020 года, Путин подписал закон об отмене экзамена для граждан Украины и Белоруссии для получения статуса НРЯ, признав их носителями русского языка по умолчанию. Но тогда получить этот статус можно было только на территории России и при наличии доказательств, что граждане или их родственники по прямой линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали в России, на территории СССР (в пределах государственной границы РФ) или Российской империи. Согласно предложенным сегодня нововведениям, никакие «формальные основания» не нужны. Даже родным языком может быть украинский или белорусский.
«Особое значение получение статуса НРЯ имеет для жителей Украины и Белоруссии. Русский, украинский и белорусский языки составляют единую восточнославянскую языковую группу… благодаря чему владеющие украинским и белорусским языками, как правило, знают и русский. Возможность для граждан Украины получить статус НРЯ по желанию, без наличия каких-либо формальных оснований, в условиях антироссийской политики в этой стране приобретает особую актуальность», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Еще четыре года назад российские демографы критиковали политику своего государства относительно предоставления гражданства. Мол, такая «раздача слонов», которая делается без оценки ресурсов и просчета последствий, открывает двери российского гражданства для неопределенного большого числа лиц, что обесценит его в глазах мирового сообщества: «Оно станет доступным, как в разных банановых и кокосовых республиках».
Похоже, беспокоились они зря. Потому что в тех случаях, когда военно-политические интересы не затрагиваются, получить российское гражданство до сих пор крайне трудно. Россия проявляет свою «щедрость» только тогда, когда стремится завоевать.
Российское издание считает, что дело в коррупции. Однако коррупция не помешала массовой паспортизации жителей оккупированных территорий. Поэтому виновна в этом не коррупция: просто у российского паспорта, как и у русского языка, — узкое предназначение во внешней политике РФ — быть инструментами гибридной войны
Может показаться, что Россия только «предлагает», а брать или не брать статусы и паспорта — это личный выбор. Впрочем, опасность скрывает само по себе юридическое закрепление украинцев и других национальностей как НРЯ, которые страдают под гнетом антироссийской политики.
Поскольку в любой момент Кремль может использовать это как повод для очередного «освободительного похода». Всем остальным странам можно также насторожиться.
Центр стратегических коммуникаций и информационной безопасности