Многомесячное плавание приписанного в Сиэтле катера Береговой охраны США, кульминацией которого стало прохождение через скованный льдом Северо-Западный проход, превратится в путешествие вокруг Северной Америки, как только он минует Панамский канал и вернется домой.
128-метровый тяжелый ледокол «Хили» вышел в море с целью участия в совместных с Канадой военных учениях, а также проведения ряда научных исследований в северных широтах. Его миссия состояла в том, чтобы продемонстрировать присутствие США в Арктике на фоне устойчивых тенденций к изменению климата, вследствие которых происходит стремительное таяние льдов и резкое увеличение объема морских перевозок в регионе.
Американские специалисты по вопросам стратегии сталкиваются со следующей проблемой: спущенный на воду 22 года назад «Хили» составляет половину «флота» функционирующих полярных ледоколов в распоряжении Береговой охраны США. Россия, для сравнения, может похвастаться десятками кораблей, а в процессе создания находится еще больше. Да и другие государства, соперничающие за влияние и ресурсы в Арктике, давно Америку обскакали.
Вторым ледоколом является «Полар стар», также приписанный в Сиэтле и изношенный даже сильнее своего «коллеги». Он был сдан в эксплуатацию аж в 1976 году. Третий тяжелый ледокол Береговой Охраны США под названием «Полар Си» давно вышел из строя и используется в качестве источника запчастей для своего собрата. В течение многих лет сотрудники Береговой охраны умоляли Конгресс помочь им в расширении ледокольного флота для обеспечения постоянного доступа к арктическим районам.
На фоне согласованных усилий России и Китая по усилению своего влияния в Арктике американское отставание становится все более очевидным, особенно с учетом выработанной Пентагоном стратегии, направленной на борьбу с конкурентами в лице «великих держав».
«Нам крайне необходимо более стабильное присутствие в Арктике и Антарктике, чем сегодня. Соперничество великих держав там продолжается и усиливается», — сообщил на прошедших этим летом слушаниях в Комитете Палаты представителей по обеспечению национальной безопасности начальник Береговой Охраны адмирал Карл Шульц.
Адмирал уверен, что Россия, имея в своем арсенале по меньшей мере 40 тяжелых ледоколов, в том числе шесть атомных, намерена использовать Северный морской путь через Арктику как платную экономическую трассу.
«В будущем могут возникнуть проблемы со свободой судоходства», — предупредил он.
Президент России Владимир Путин превратил развитие Арктики в стратегический приоритет и всячески добивается доминирования в регионе именно Москвы. Ранее в этом месяце французское информагентство Франс Пресс сообщало, что крупные российские корпорации в лице «Газпром нефти», «Норильского никеля» и «Роснефти» уже занялись разведкой арктических недр в поисках нефти, газа и полезных ископаемых.
«Арктический регион обладает огромным потенциалом, — заявил в интервью французскому агентству российский вице-премьер Александр Новак. — Если говорить о ресурсах… мы имеем порядка 15 миллиардов тонн нефти и 100 триллионов кубических метров газа, то есть это на десятки, сотни лет, если вдруг понадобится использовать».
В 2019 году Береговая охрана и Военно-морские силы США заключили с судостроительной компанией VT Halter Marine (штат Миссисипи) контракт стоимостью 745 миллионов долларов на проектирование и строительство трех ледоколов по программе Polar Security Cutter. Общий объем контракта может составить более 1,9 миллиарда долларов.
Новые ледоколы полностью удовлетворят текущую потребность официальной миссии Береговой охраны, а также обеспечат поддержку в более высоких широтах, являющихся критически важными с точки зрения экономики, науки и национальных интересов Соединенных Штатов, говорится в заявлении представителей компании.
Поставка первого судна запланирована на 2024 год, второго — на 2025, а последнего — на начало 2027, сообщили в VT Halter Marine.
«Позор»
США вошли в список арктических государств в 1867 году, когда купили у России Аляску. Ввиду того, что Северный полярный круг богат скрытыми источниками нефти, газа и редкоземельных элементов, суда вроде «Хили» и «Полар стар» считаются наиболее эффективными инструментами обеспечения доступа к покрытым льдом областям в научных и экономических целях, а также в интересах обеспечения безопасности.
«Они определенно бесценны. Мы действительно полагаемся на эти корабли, ведь они дают нам возможность проникать вглубь льдов и вести исследования, — пояснил океанограф из Вашингтонского университета Джим Томпсон. — К сожалению, возможности эти ограничены настолько, что само собой напрашивается слово „позор"».
По словам Томпсона, даже несмотря на тенденции к изменению климата, в Арктике и Антарктике остается множество несудоходных районов, куда без ледокола не добраться.
«Когда эти платформы станут доступны, я поставил бы нам высокие оценки за их эффективное использование, — сказал он. — И я не утрирую — это действительно важный инструмент для такого рода работ».
На Россию приходится более половины побережья Северного Ледовитого океана, а потому одержимость Кремля вполне можно понять. Но стать крупным игроком в регионе спешит и не являющийся арктическим государством Китай в погоне за созданием экономики, которая уступает одним лишь Соединенным Штатам. Пекин строит свой собственный ледокольный флот в рамках экономической инициативы «Полярный шелковый путь».
Представители Береговой охраны в Вашингтоне заявили, что изменения геополитической обстановки в Арктическом регионе обусловлены борьбой как союзников, так и конкурентов США за экономическое и стратегическое преимущество.
«Примером этой стратегической конкуренции являются Россия и Китай, — говорится в заявлении Береговой охраны. — Оба государства причисляют Арктику к своим стратегическим приоритетам. Оба отметились значительными денежными вложениями, и оба пытаются оказывать влияние в регионе, будь то прямо или косвенно».
Исполнительный директор вашингтонского института по изучению Арктики Мальте Гумперт заявил, что коммерческие перевозки по круглогодично скованному льдом Северному морскому пути практически прекратились еще в начале 2000-х.
«Внезапно изменение климата открывает перед Россией возможность доступа к ресурсам, которой ранее не было. Это новый театр военных действий, — подчеркнул он. — Точно так же, как Средиземное море, Атлантический или Тихий океан».
Износ и старение
Тяжелые ледоколы вроде «Полар стар» способны пробивать лед толщиной до трех метров, а «Хили» и ему подобные — около двух с половиной. Но годы эксплуатации не пощадили ни одно из них.
В 2018 году у «Полар стар» возникли серьезные механические неисправности, когда он прокладывал себе путь в Антарктиде для пополнения припасов американской исследовательской станции Макмердо. А на «Хили» в 2020 году вспыхнул пожар, в результате чего сотрудникам Береговой охраны пришлось отказаться от важной арктической миссии, нацеленной на расширение там американского присутствия и противостояния российской экспансии.
В своем стремлении контролировать регион Россия открыла в Арктике более десятка глубоководных портов, поведал сенатор-республиканец от штата Аляска Дэн Салливан.
«Без постоянного присутствия США в Арктике подобные агрессивные действия могут продолжиться, — сказал Салливан в специальном заявлении для The Washington Times. — Москва и Пекин давно признали геополитическую значимость Арктики и действуют соответствующе; Соединенным Штатам давно пора сделать то же самое».
В этом году Береговая охрана США заключила контракт на 119 миллионов долларов с калифорнийской компанией Mare Island Dry Dock на поддержание «Полар стар» в рабочем состоянии еще как минимум четыре года, пока флот не получит в свое распоряжение первый ледокол нового поколения по программе Polar Security Cutter. По словам представителей Береговой Охраны, работа будет проводиться поэтапно, чтобы не нарушить работу таких миссий, как операция «Глубокая заморозка».
На протяжении последних 20 лет основное внимание политических и военных лидеров США было сосредоточено на горячих точках вроде Ирака и Афганистана, а арктические районы между тем отошли на второй план. По мнению Мальте Гумперта из Института по изучению Арктики, сконцентрировать усилия на Арктике и Антарктике политикам будет непросто.
«Здесь необходима большая работа, — сказал он. — По сути, все начинается с Конгресса. На Афганистан и Ирак выделяются триллионы долларов, а чем хуже Арктика?»
Конгрессмен-республиканец от штата Аляска Дон Янг считает, что богатство ресурсов Арктики даст все карты в руки тому, кто контролирует регион, и долгожданные ледоколы Береговой охраны свою роль обязательно сыграют.
«Вторая их функция заключается в обеспечении материально-технической базы для развертывания на Аляске, а также поддержки портов заходов, — сказал он в своем заявлении. — Поскольку именно благодаря Аляске Америка является арктическим государством, настало время использовать наше уникальное положение для укрепления национальной безопасности и обеспечения в регионе мира и стабильности в грядущие десятилетия».