Россия использует троянских коней и политику свершившихся фактов
Эксперты ведут дискуссии о том, есть ли юридические основания для обжалования действий «Газпрома» на газовом рынке в 2021 году. Например, дальнейшее ограничение транзита через Украину стало возможным благодаря договору концерна с венгерской компанией МВМ на поставки в период до 2036 года 4,5 миллиардов кубометров газа в год по газопроводу «Турецкий поток», через Сербию и Австрию, то есть в обход украинского маршрута.
Контракт соответствует законодательным нормам, а Венгрия имела право его подписать. Ее шаг противоречит приоритетам совместной энергетической политики Энергетического сообщества, однако, сложно найти правовую основу для его опротестования, и в такой ситуации Будапешт, ведущий сотрудничество с Москвой, выступает ее троянским конем.
Критики «Газпрома» говорят, что он использует повышение цен на газ, чтобы получить возможность начать поставки по спорному газопроводу «Северный поток — 2», сертифицировать который после приведения его в соответствие с европейскими нормами должен немецкий регулятор. Россияне могут хотеть добиться от европейцев того, чтобы поставки начались еще до завершения этого процесса или на основании временных решений. Они уверяют, что запуск «Северного потока — 2» приведет к снижению цен в Европе.
Газета «Коммерсант», ссылаясь на Датское энергетическое агентство, сообщает, что оператор «Северного потока — 2» намеревается начать заполнение газом его первой нитки, поскольку та уже прошла необходимую техническую сертификацию. Газета предполагает, что это может быть эффектом соглашения между США и Германией по газопроводу, заключенного в июле 2021 года. Поставки могут начаться лишь после того, как процесс сертификации завершит регулятор, который зафиксирует соответствие газовой магистрали европейским нормам. Авторы статьи отмечают, что сообщения о наполнении газопровода уже незначительно снизили цены на газ.
Это подтверждает тезис о том, что россияне хотят использовать высокие цены для того, чтобы ускорить запуск «Северного потока — 2». Немецкий регулятор, Федеральное сетевое агентство, должен будет представить решение по сертификации на утверждение Еврокомиссии. Вердикт по этому вопросу можно обжаловать в суде. Россия обращается к политике свершившихся фактов, но уже видно, что основу для ее оспаривания найти можно. Речь идет об участии поляков в процессе сертификации «Северного потока — 2» регулятором, что мы описывали в другой публикации, но не только об этом.
Дополнительное время в игре с «Газпромом»
Польское агентство печати (PAP) сообщает, что Варшава ожидает от Европейской комиссии изучения вопроса, не прибег ли «Газпром» к манипуляциям на рынке газа в Европе, которые привели к росту цен. Это планируется обсудить на саммите Совета ЕС. Лидеры европейских стран встретятся 20-21 октября в Брюсселе.
Он также сообщает, что указанная тема, возможно, прозвучит уже на неформальном ужине европейских лидеров, который пройдет накануне намеченного на среду саммита ЕС — Западные Балканы в Словении. По его мнению, велика вероятность того, что в заключительном коммюнике саммита Евросоюза, который пройдет в конце октября, появятся тезисы, касающиеся газового рынка и «Газпрома», в том числе призыв к Еврокомиссии изучить действия российского газового гиганта в контексте роста цен на газ, говорится в сообщении Польского агентства печати.
Из этого можно сделать вывод, что Польша требует от Еврокомиссии инициировать новое антимонопольное расследование в отношении «Газпрома». Следует напомнить, что предыдущее, начатое в сентябре 2011 года, касалось недобросовестных действий концерна в Восточно-Центральной Европе. Еврокомиссия, правда, констатировала, что россияне злоупотребляли своей рыночной позицией, навязывая несправедливые цены и деля рынок при помощи транспортной инфраструктуры, к которой они не допускали конкурентов, однако, вынесенный вердикт не решил проблемы.
Польский нефтегазовый концерн (PGNiG) обжаловал его в Суде ЕС еще при команде Петра Возьняка (Piotr Woźniak), которая сочла наказание недостаточным суровым. Еврокомиссия пошла на соглашение с «Газпромом», в рамках которого тот должен был отказаться от запрета на реэкспорт газа (это он делал и ранее), учесть в ценовой формуле цены на европейских хабах (как точно, определено не было), согласиться пересмотреть цены по запросам клиентов, а также позволить им изменить пункты, в которых они принимают его сырье.
Ни после вынесения вердикта, ни в ходе следствия, которое завершилось лишь в 2018 году, Еврокомиссия не стала налагать на «Газпром» штраф в размере 10% его годового оборота (при этом ранее она не пощадила Фейсбук или Гугл), более того, она согласилась на договоренности с концерном, которые не склонили его изменить методы работы. Она приняла не соответствующие реальной ситуации и облегчающие строительство спорного «Северного потока — 2» предложения «Газпрома», между тем его действия, связанные с этим проектом, показывают, что он продолжил использовать монополистские практики. Примером может служить его настойчивое стремление использовать временные решения при сертификации газопровода регулятором.
Блокирование развития инфраструктуры, позволяющей обрести независимость от российского газа, например, запуска реверсов на границе с Украиной, ведет к тому, что «Северный поток — 2» позволит «Газпрому» укрепить свои позиции и поднять цены в Восточно-Центральной Европе. Непрозрачность тарифов могла скрывать тот факт, что россияне выбирают менее рентабельные трассы по политическим причинам, как это, возможно, случится с новым газопроводом. Следует подчеркнуть, что Еврокомиссия не внесла корректив в отношения Польши и России в рамках польского отрезка газопровода «Ямал — Европа», ссылаясь на то, что не может влиять на международные договоры.
Газовый кризис 2021 года напоминает о нефтяном кризисе в XX веке
Новое антимонопольное расследование могло бы продемонстрировать, как «Газпром» использует существующую и строящуюся инфраструктуру для обретения более прочной позиции в нашей части Европы. Он не позволяет запустить новый маршрут поставок, поскольку хочет остановить транзит через Украину. Он не дает дополнительного газа, поскольку хочет лишь перенаправить его в »Северный поток — 2». Он не снижает цен, поскольку способен, напротив, способствовать их росту в регионе. Он может при помощи специальных тарифов на спорном газопроводе в рамках договоров с клиентами, выступающими кредиторами проекта, скрывать тот факт, что поставки по »Северному потоку — 2» окажутся менее рентабельными, чем поставки по газопроводу «Ямал — Европа» или через украинскую территорию.
Дополнительно следует напомнить, что польское Управление по защите конкуренции и прав потребителей продолжает рассматривать дело, касающееся нарушения «Газпромом» рыночных норм и может предоставить Еврокомиссии дополнительные данные в ее возможном расследовании. То, в свою очередь, может повлиять на процесс сертификации «Северного потока — 2», грозящий затянуться до весны-лета 2022 года или еще дольше, если антимонопольное расследование начнется. Правовая основа для обжалования действий «Газпрома», который оказывает давление при помощи высоких цен на газ в Европе, есть.
Сложившаяся ситуация должна подтолкнуть Евросоюз к тому, чтобы наказать монополиста, продолжить искать альтернативы в виде иных поставщиков, а также снизить свою зависимость от ископаемого топлива — не только угля, но и газа. Газовый кризис 2021 года должен стать импульсом к таким же изменениям, какие были внедрены после нефтяного кризиса 1970-х годов. На этот раз поляки оказались предусмотрительными, но европейцы могут продемонстрировать, что они крепки хотя бы задним умом, и в конце октября отреагировать на события в ходе саммита Совета ЕС. Пора инициировать антимонопольное расследование в отношении «Газпрома».