Украина постепенно возвращается к своим корням, когда Киев мог справиться не только с подконтрольными землями, но и активно вести игру на территории противника. Так действовали киевские князья по отношению к своим врагам и конкурентам, когда еще не было никакой России и даже Московии. За тысячу лет ситуация изменилась. Сегодня Московия, которая указом Петра I самоназвалась Россией, ведет войну против Украины. Соперник сильный, но это не значит, что мы не можем вести борьбу на его поле. Тем более, когда есть основания. Поддержка коренных народов России в борьбе за свои права, которые Москва постоянно притесняет, веками ассимилируя народы Идель-Урала, и является таким основанием. Да еще и благородным делом. Соответствующая политика на должном государственном уровне еще не проводится, однако в Украине есть силы, которые продвигают этот процесс.
28 сентября 2021 года в Нежинском государственном университете им. Николая Гоголя состоялась I Национальная конференция по финно-угористике, посвященная памяти эрзянского деятеля Анатолия Рябова. Мероприятие было организовано Центром исследования среды безопасности «Прометей» и Нежинским государственным университетом им. Николая Гоголя при содействии Украинского исследовательского социального консорциума: собрались историки, языковеды, политологи и активисты финно-угорских национальных движений. Конференция была разделена на три тематические панели: «Неженский университет и его выпускники финно-угористы», «Вклад украинцев в развитие финно-угористики и современных литератур народов финно-угорской языковой группы» и «Финно-угорские национальные движения: современное состояние, тенденции и вызовы».
Организаторы отмечают, что подобное мероприятие на Украине проводится впервые. В конференции «Украина и финно-угорский мир» участвовало около 80 студентов и ученых. Среди почетных гостей: глава Госслужбы по этнополитике и свободе совести Елена Богдан; глава Украинского института национальной памяти Антон Дробович, Чрезвычайный и Полномочный Посол Эстонской Республики в Украине Каимо Кууск, народный депутат Украины Николай Величкович, глава Союза финно-угорских писателей Арво Валтон, главный старейшина (Инязор) эрзянского народа Сыресь Боляень, глава Комитета по иностранным делам Верховной рады VIII созыва Анна Гопко, член правления Украинского исследовательского социального консорциума Александр Белецкий, генерал-майор СБУ, экс-замглавы Службы безопасности Украины Виктор Ягун, историк и политолог Александр Палий, глава «Української жіночої варти» (Украинской женской стражи. — Прим. ИноСМИ.) Елена Белецкая и другие.
«Для нас, эрзян, такие мероприятия — это не только возможность заявить о себе, рассказать о эрзянском национальном движении и вызовах, которые стоят перед нами, — заявил во время выступления на конференции Сыресь Боляень. — Это еще и случай наладить новые академические и политические контакты. Среди участников были те, кто добирался в Нежин за 500, 600 км — настолько значимым и представительским является это мероприятие. Кто-то не смог попасть на конференцию из-за проблем с оформлением визы, как, скажем, представители карельского национального движения, которые находятся в эмиграции в Западной Европе из-за политических преследований на родине, в Карелии… 800 лет оккупации, 800 лет жизни не по своей воле, 800 лет Москва делает вид, что ты недочеловек и твой язык „нечеловеческий". Но это не значит, что мы что-то забыли. Мы помним, какими мы были еще до Орды. Мы помним свое государство. Мы помним о своих городах, о которых многие даже не знают: Рязань — это Эрзен, Арзамас — это Эрзамасто страны эрза…. Мы спасали свой народ: были запрещены браки с другими народами. Мы держались, и раз в 30-40 лет собирались своим корнем и демократически избирали старейшину. Ситуация изменилась при правлении Михаила Романова в 1629 году, когда нам было запрещено собираться. Началось усиленная христианизация (тогда еще не было такого слова как русификация). Это вызвало восстание, о котором немногие знают на Украине. Все знают о восстании Степана Разина. Но разя — это название эрзян в те времена. Это говорит о том, что это восстание Разина, которое Москва называет крестьянским, было национально-освободительным. Нас спасла помощь наших братских народов — финнов и эстонцев, когда в конце 19-го века их ученые начали ехать к эрзянам, мокшанам, угро-финнам и собирать то, что сохранилось. Все это позволило не забыть эрзянский язык».
Для того чтобы противостоять агрессивной Москве, Украине нужно уверенно стоять на ногах, быть сильной изнутри. Тогда наша внешняя политика будет иметь опору и наступательный характер.
«Мало говорить, что Украина недооценена, что мы уникальны. Нужно прилагать усилия. Если мы сами не работаем над собой, не готовы избавляться от хуторянского сознания… для окружающих мы будем хуторянами. Отсутствие воли, страх и нерешительность достаточно быстро прочитываются. Наверное, это одна из причин, почему тюркские народы видят в Турции ориентир и лидера, а финно-угорские народы не видят подобного ни в Венгрии, ни в Финляндии, ни в Эстонии, — пишет в ФБ участник конференции, эксперт Центра исследования среды безопасности «Прометей» Павел Подобед. — VIII Всемирный конгресс финно-угорских народов, который состоялся в этом году в Тарту, продемонстрировал не только кризис когда-то достойной площадки для порабощенных наций, но и самоустранение Эстонии от финно-угорского движения, о чем в более или менее острой форме прямо заявили лидеры коми, марийского и эрзянского национальных движений. Эстония готова плакать о недоле своих братьев. Но братья требуют „своей Турции".
Россия не пропускает возможности на соответствующих международных площадках рассказать миру, что Украина нарушает права коренных народов, пытаясь навязать свою — искусственную — повестку дня. На самом же деле, мы прекрасно знаем, что ситуация абсолютно противоположна. Именно Москва притесняет права многих народов, проживающих на удерживаемой ею огромной территории».
«Украина продолжает формировать и продвигать собственную повестку дня относительно коренных народов Российской Федерации, — добавляет Павел Подобед. — Эти усилия не остаются незамеченными представителями национальных движений как финно-угорских народов, так и всех автохтонных народов РФ, находящихся под властью Москвы. Формируются связи не только на персональном, но и институционном уровнях. С налаживанием системной работы в сфере защиты прав коренных народов и адвокатской помощи национальным движениям коренных народов РФ, изменяется отношение к Украине. Киев обретает реальных сторонников и союзников внутри РФ».
Поддерживая коренные народы России, украинцы солидаризируются с этими народами. Мы понимаем их боль и положение, потому что сами веками были под оккупацией имперской и советской Москвы. 30 лет тому назад нам, наконец, удалось вырваться, теперь нужно протянуть руку помощи другим порабощенным народам.
«Очень приятно, что Украина дает не только отпор российской агрессии, но и помогает коренным народам, подвергающимся репрессиям путинского режима. Раньше у меня в кабинете Комитета по иностранным делам Верховной рады была карта Идель-Урала, а это шесть республик Поволжья. Субъектная политика Украины — это поддержка людей, которые борются за свои права, которые хотят разговаривать на своем языке и выступают против ассимиляции, — отмечает Анна Гопко. — На этой конференции был старейшина эрзянского народа Сыресь Боляень, который цитировал Василя Стуса, переведенного на эрзянский язык. Это меня поразило до глубины души. Считаю, что Украина как свободное государство — это пространство для создания возможностей, чтобы народы Идель-Урала отвоевали государственность. Надеюсь, что то обращение, которое было принято Верховной радой в 2019 году в защиту коренных народов, поддержат представители Европейского союза на уровне Европарламента, представители ООН на уровне Генассамблеи. И не только во время отдельных мероприятий, а на постоянной основе. В Нежине возникла прекрасная идея — создание финно-угорского центра, соответственно, я хочу обратиться к послам Финляндии, Эстонии, других стран для того, чтобы они не стояли в стороне и не боялись раздражать Путина. В Библии есть хорошее наставление: «Не бойся!»…
«Финно-угорские народы под давлением Москвы переживают острейший кризис за период своего исторического существования»
Ростислав Мартынюк, украинский журналист, телепродюсер и финно-угровед:
— Я не являюсь принципиальным противником империй. Современная наука об империях говорит о том, что это одна из форм безопасностных объединений территорий, наций, регионов. Существовало Великое княжество Литовское, Киевская Русь. Это государства, которые брали на себя ответственность за смежные территории и создавали какие-то геополитические конструкции. Они несли не только безопасность, но и культуру, интеграционные функции. Но когда мы говорим о Российской Федерации, то термин «империя» мы употребляем инерционно, потому что ссылаемся на Российскую империю, на реставрацию их амбиций. На сегодня этот криминальный режим не является империей, это организованная преступная группировка Путина, которая удерживает под своим «гэбэшным» контролем огромную территорию, в частности страны, которые имеют собственную историю и статусы внутри РФ, утраченные за последние 20 лет пребывания клана ФСБ во власти.
Правильно взятый полюс проблематики для нынешней «ОПГ РФ» по поводу той же Чечни — это Ичкерия. Эта кавказская страна получила фактическую независимость еще в 1990-х годах, но двумя войнами была опять завоевана Москвой. Сейчас там у власти Кадыров, который за определенные финансовые и другие ресурсы гарантирует Кремлю то, что Ичкерия до определенного времени «Х» будет находиться в составе Российской Федерации. Если же мы говорим о финно-угорских народах и их проблематике в РФ, то она является ключевой — ядром, с точки зрения геополитического понятия (потому что все финно-угорские страны — европейские, за исключением Хантыйской и Мансийской земли). Все эти народы переживают кризис из-за террора Москвы, которая притесняет их гарантированные права в составе РФ.
На конференции в Нежине мы заложили базовую вещь — академическую украинскую науку об угро-финнах (огромный массив народов, языков, культур). Если мы говорим о научной наработке и общественных деятелях, что контактировали между собой, то мы ссылаемся на успешный опыт стран, которые избавились от московской оккупации, — это Финляндия и Эстония. Они являются отражением того, что такие же народы, одинаковые по ментальности и способу жизни, даже идентичны в климатическом плане, стали успешными. Но такие же народы, что остаются под Москвой, переживают острейший кризис за период своего исторического существования. Ответ на это простой — террор. Теперь мы можем говорить о научном измерении прямых горизонтальных отношений между Украиной и финно-угорскими странами, оккупированными Москвой. Также можем говорить о прикладной тематике — каким способом Украина как государство и украинцы как нация могут помочь возрождению этих народов и сохранению их идентичности.