Доктрины безопасности, охватывавшие в классической системе морские, наземные и воздушные элементы, с развитием цифровых систем день ото дня также стали включать киберпространство и информацию.
Ведущие представители социальной теории утверждали, что информационные и коммуникационные технологии запустили процесс трансформации, затрагивающий практически все аспекты нашей жизни. Данный процесс повлек за собой важные последствия в экономической, культурной, военной и политической областях, а также трансформировал конвенциональные структуры. Интернет-технологии, особенно активизировавшиеся с начала 2000-х годов, преобразовали существующие медиаканалы и интегрировали эти каналы в цифровую среду. Например, многие классические средства массовой информации, такие как телевидение, газеты, радио, шли в ногу с инновациями на цифровых платформах и стали присутствовать и в этой сфере.
Интеграция в этот процесс, который колоссально трансформировал классическую систему, стала неизбежной необходимостью и для государств. По этой причине государства пересмотрели и изменили свои представления о безопасности и концепции, выработали новые рефлексы против рисков, возникающих в соответствии с условиями времени. Так, доктрины безопасности, охватывавшие в классической системе морские, наземные и воздушные элементы, с ростом цифровизации также стали включать киберпространство и информацию. С этой точки зрения одним из важнейших компонентов угроз, возникающих через цифровые платформы, вне всякого сомнения, являются «информационные войны». Информационные войны, ведущиеся с использованием таких методов, как обладание информацией, которая поставит вас в более выгодное положение перед вашим противником, перехват сведений у субъекта, с которым вы сражаетесь (шпионаж), прерывание информационного потока соответствующего субъекта или полное устранение системы, сегодня являются одним из важнейших рисков с точки зрения безопасности. Несмотря на то что на многих этапах истории из-за информации было много войн, современные технологические разработки переносят облик и измерения этих войн в совершенно другое русло.
Цифровая эпоха, изменившая характер конфликтов и войн, также углубляет борьбу государственных и негосударственных субъектов в киберпространстве. В последнее время Европейский союз (ЕС), НАТО и многие страны формируют новые подразделения для управления информационной войной и устранения возможных конфликтов и угроз, которые могут возникнуть в этой сфере. Важным в этом смысле примером является НАТО, которая находится под единым зонтом безопасности и сталкивается с похожими рисками. НАТО приняла важные решения для противодействия политике по распространению дезинформации в рамках концепции «гибридной войны» в декларации, опубликованной на саммите в Брюсселе в 2018 году, а в заявлении по итогам саммита в Лондоне, проведенного по случаю 70-летия организации, продвинула эти решения еще дальше. НАТО ведет важную работу по предотвращению манипуляций, с которыми сталкиваются страны-участницы в области информации, и минимизации рисков, возникающих в цифровой среде, а также продолжает интенсивную борьбу в этой сфере и в период пандемии.
В качестве примера за пределами европейского континента можно назвать Австралию, которая пытается вести борьбу в этой области комплексно со своими оборонными ведомствами. Исходя из важности динамичной экосистемы, созданной цифровой жизнью, австралийское правительство в 2017 году создало подразделение под названием «Information Warfare Division» при министерстве обороны и приняло целостную стратегию обороны, основанную на борьбе с информационными атаками, угрожающими национальным интересам Австралии. Быстро адаптируясь к новшествам, вызванным гибридной войной, Австралия также показывает миру, насколько важным компонентом ее оборонной стратегии является цифровое пространство.
Информационные войны и будущее борьбы
В рамках информационных войн те или иные страны применяют разные концепции борьбы, построенные на защите или нападении. Утверждается, что в Европе преимущественно Россия и отчасти Китай проводят агрессивную политику и особенно Россия ведет информационную войну на Украине, в Польше, Эстонии, Литве, Чехии, Словакии, а также в Западной Европе и с этой целью активно использует цифровые платформы. В числе других распространенных тезисов — Россия поддерживает крайне правые и ультранационалистические движения в Польше, препятствует процессам принятия решений государственными учреждениями в Литве, а иногда пытается вмешаться во внутреннюю политику с помощью дискурсов, производимых через интернет-пространство, как, например, на Украине. На Западе прежде всего аналитические центры, а также многие государства публикуют доклады о том, что Россия злоупотребляет цифровым пространством.
Напряженность, возросшая с covid-19: попытки блокировать российских телеканалов
Этот спор между Россией и Западом, вызвавший серьезную напряженность, в последнее время серьезно влияет на международные средства массовой информации, принадлежащие России. Европейские страны блокируют медиаорганы как Китая, так и России, определяя СМИ этих стран в качестве «пятой колонны». Напомним, недавно Великобритания лишила китайское государственное телевидение лицензии на вещание, назвав его инструментом пропаганды Коммунистической партии. Аналогичным образом российскую сеть, которая хотела открыть телеканал в Германии, не получила лицензии на том основании, что она является инструментом российской политики по распространению дезинформации. Во Франции Эммануэль Макрон, ставший президентом после выборов 2017 года, создал серьезные проблемы с аккредитацией российских СМИ.
Тот факт, что политика YouTube в отношении «дезинформации», связанная с запретом контента и учетных записей, манипулирующих общественным мнением, берет на прицел российские международные информационные платформы, подразумевает, что нынешний конфликт между Европой и Россией в будущем будет набирать силу. Известно, что Израиль и страны Персидского залива также в последнее время вкладывают серьезные инвестиции в информационные войны, ныне обсуждаемые по оси Европы / Запада и Китая — России, и подняли планку в этом смысле. Все эти события наглядно показывают, насколько важной сферой являются цифровые и кибернетические технологии, вызывающие значительные изменения в концепциях безопасности государств. Отдельного обсуждения требует вопрос о том, каким рискам в будущем подвергнутся страны, которые не относятся серьезно к этой сфере и не имеют политики по развитию собственных технологий.