«Польская конституция против германской гегемонии», «Туск атакует польский суверенитет» — такими заголовками пестрят провластные СМИ Польши. Это стало реакцией на острые протесты внутри страны. Массовые демонстрации под лозунгом «Я остаюсь в ЕС» прошли не только в Варшаве, где на улицы вышло около ста тысяч человек, но и в более чем в ста городах страны. Такие массовые протесты вызвало решение Конституционного суда о том, что положения Договора о Европейском союзе несовместимы с польской конституцией.
В оппозиции уверены: речь идет о начале выхода Польши из состава ЕС. Именно такие последствия может иметь это судебное решение. И именно поэтому нынешние протесты прошли под лозунгом «Остаемся в Европе!». «Операция по выводу Польши из Европы, которую запланировал Ярослав Качиньский (лидер партии власти), активно началась. Если мы останемся равнодушными, то его ничто не остановит», — написал в своем Twitter бывший премьер-министр и лидер «Гражданской платформы» Дональд Туск.
«Мы не незваный гость в ЕС»
Это не первое решение конституционного суда Польши, вызвавшее массовые протесты. Достаточно вспомнить, что в конце прошлого года по стране прошли многотысячные «черные протесты», вызванные фактическим запретом абортов. Однако эти решения имеют принципиальную разницу. Решение об абортах принималось по представлению отдельных депутатов и, казалось, стало неожиданностью и для правительства. А вот решение КС Польши принимали по представлению действующего премьера Матеуша Моравецкого. Это представление с самого начала остро восприняли в Брюсселе, где призывали главу польского правительства отозвать свое представление. Так что назвать это решение неожиданностью никак не получится.
«Мы имеем такие же права, как и другие страны. Мы хотим, чтобы эти права уважали. Мы не непрошеный гость в Европейском союзе. И именно поэтому мы не согласны, чтобы к нам относились как к стране второго сорта», — прокомментировал конфликт Матеуш Моравецкий. Согласно решению КС, положения законодательства ЕС могут признаваться недействительными, если они противоречат польской конституции.
Кроме этого, несовместимым с польским основным законом является европейское положение, позволяющее национальным судам обходить положения конституции или решения на основе отмененных норм, а также положения Договора о ЕС, дающие право национальным судам проверять законность назначения судьи президентом и постановлениями совета Национального судопроизводства относительно назначения судей.
Это решение вызвало острую критику и в юридической среде. Двадцать шесть польских судей, которые были избраны в конституционный суд до прихода к власти правительства «ПиС» (среди них четверо бывших председателей) и находящихся сейчас на пенсии, подписали совместное заявление. Документ содержит желание опровергнуть «ложные утверждения, содержащиеся в решении конституционного суда от седьмого октября и в его устном обосновании».
«Это решение вызвало большую обеспокоенность общественности из-за его предполагаемых разрушительных последствий для положения Республики Польша как государства-члена Европейского союза. Мы полностью разделяем эту обеспокоенность», — написали бывшие судьи. Иными словами, польские власти вполне сознательно пошли на конфликт с ЕС, последствия которого могут быть вполне непредсказуемыми.
Опасный прецедент
Следует отметить, что конфликт между Варшавой и Брюсселем стал следствием пятилетнего кризиса, который перманентно углублялся. Одной из главных причин были опасения ЕС относительно вероятного усиления в ходе судебной реформы в Польше влияния исполнительной и законодательной ветвей власти на судебную.
Шаги польских властей неоднократно вызывали немалые протесты в стране. Однако в Евросоюзе долгое время ограничивались лишь «глубоким беспокойством». Прецедент Брексита долго влиял на политику Брюсселя, заставляя бюрократов искать возможности договориться с лидером польской правящей партии «Право и справедливость» Ярославом Качиньским.
Впрочем, договориться так и не получилось. Польские власти не желали отходить от своего консервативного пути и продолжали осуществлять политику, которая неоднократно вызывала критику со стороны Запада. Впрочем, на этот раз терпение в ЕС лопнуло.
«Еврокомиссия отстаивает и вновь подтверждает основные принципы правовой системы Союза, а именно верховенство права ЕС над национальным правом, в частности над конституционными нормами… Все постановления Европейского суда обязательны для властей всех государств-членов, в частности для национальных судов», — отмечается в письме Еврокомиссии.
Комиссия подчеркнула, что детально проанализирует решение КС Польши, а затем примет решение о возможных дальнейших шагах. «Сегодняшнее решение в Польше не может остаться без последствий. Верховенство права ЕС не должно вызывать сомнений. Его нарушение отрицает один из основных принципов нашего Союза», — добавляет председатель Европейского парламента Давид Сассоли.
Похоже, евроинституции более не имеют возможностей ограничиться лишь одной «глубокой озабоченностью». Иначе польское решение станет прецедентом для всех остальных стран ЕС, где у власти находятся популисты.
«Если мы не будем придерживаться в ЕС принципа, согласно которому равных правил придерживаются одинаково везде в Европе, вся Европа начнет разваливаться. Вот почему нам придется отреагировать на эту новую главу, которую начал рисовать польский Конституционный суд», — прокомментировала этот вызов еврокомиссар Вера Юрова.
Однако существует одна маленькая проблема — решение конституционного суда невозможно отменить. И это делает «жесткий сценарий» фактически неотвратимым.
Кто критиковал и кто поддержал польскую власть
Как и ожидалось, реакция на действия польских властей расколола Европу. Государственный секретарь Франции по вопросам Европы Клеман Бон назвал это решение «нападением на Евросоюз». Он отметил существование риска выхода Польши из состава сообщества.
Отреагировала и Европейская народная партия — крупнейшая политическая группа в Европарламенте, к которой, в частности, принадлежит оппозиционная польская партия «Гражданская платформа».
Представитель ЕНП по вопросам юстиции и внутренних дел Йерун Ленаерс заявил, что Моравецкий не только узаконил незаконную судебную систему в Польше, но и поставил под сомнение основы ЕС и сделал это, несмотря на призывы всего демократического мира этого не делать.
Впрочем, у польских властей появилась и своя «группа поддержки». В частности, решение Конституционного суда Польши поддержали и некоторые кандидаты на пост президента Франции. «Обеспечивая примат (преобладание) конституционного права над европейским, Польша реализует свое легитимное и неотъемлемое право на суверенитет», — заявила лидер «Национального объединения» Марин Ле Пен.
Кроме ультраправых политиков Марин Ле Пен и Флориана Филиппо, верховенство польской конституции над законодательством ЕС также поддержал социалист Арно Монтебург. «Франция, которая не разделяет тех же политических взглядов, как Польша, может, однако, подтвердить преимущество этих прав над европейскими решениями», — подчеркнул кандидат в президенты от социалистов.
Премьер Венгрии Виктор Орбан пошел еще дальше. Он подписал правительственное постановление, в котором одобрил решение Конституционного суда Польши. В документе, в частности, говорится о том, что сообщество ЕС должно уважать «национальную идентичность» отдельных стран Европейского Союза и придерживаться принципа «признания их суверенитета».
Учитывая, что такие политсилы, как «Национальное объединение» Марин Ле Пен, «Фидес» Виктора Орбана, «Лига» Маттео Сальвини и, что важно, «ПиС» Ярослава Качиньского, ведут переговоры о создании новой фракции в Европарламенте, можно предположить, что события последнего времени лишь активизируют попытки искать «чего-то нового».
А это может углубить линии распределения внутри Евросоюза. Что в такой ситуации может сделать ЕС? Первое и самое очевидное — замораживание финансовой помощи, направленной на постковидное восстановление Польши. Речь идет о сумме в двадцать четыре миллиарда евро — столько должна получить Варшава, согласно планам ЕС.
Эта помощь уже заморожена — первый транш Варшава должна была получить еще летом, однако задержку тогда неофициально объясняли нежеланием Моравецкого отозвать свое представление.
Однако этот шаг не решает главного — польские власти не собираются идти на уступки. А замораживание финансовой помощи может быть использовано как объяснение любых будущих экономических неурядиц. Сможет ли решить проблему открытие судебного процесса против Польши? Или такой шаг способен лишь усилить сопротивление польских властей и сделает сценарий Полэксит неизбежным?
Парадоксально, что, в отличие от других стран, в отношении которых прогнозируют возможный выход из состава ЕС, поддержка этого членства в Польше является самой высокой. Идею «развода» с ЕС поддерживают только семь процентов поляков, тогда как против — восемьдесят один процент.
Как бы там ни было, а первые намеки на реакцию ЕС будут понятны восемнадцатого октября, когда свое слово скажет Европарламент. Острая реакция ЕП — именно такой она, скорее всего, и будет — заставит более осторожную Еврокомиссию пойти на более резкие шаги.
И это неудивительно. Ведь, по сути, Евросоюз получил вызов, который можно назвать вызовом его мировоззренческим устоям. В свое время, в диалоге с Грецией и (в меньшей степени) с Британией, Брюссель показал, что умеет быть неуступчивым. Но так ли будет на этот раз?