https://inosmi.ru/20220710/mayya-254937981.html
Тайна звездочетов цивилизации майя
Тайна звездочетов цивилизации майя
Тайна звездочетов цивилизации майя
Древние майя сверяли свою жизнь по небесам. В наши дни их потомки с помощью западных ученых пытаются изучить тщательно разработанную систему астрономических... | 10.07.2022, ИноСМИ
2022-07-10T00:03
2022-07-10T00:03
2022-07-11T12:35
science
астрология
цивилизация майя
гватемала
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/07/0b/254952490_0:0:3063:1722_1920x0_80_0_0_0f3bf19ed0a8994e328c49487823f794.jpg
Джошуа Соукол Городок Зунил в Гватемале. Солнце восходит над склоном холма – возле него мы наблюдаем торжественный обряд, во время которого Искик Поз Саланик (Ixquik Poz Salanic) возвещает о рождении нового дня по священному календарю – наступает день Тци, т.е. день поиска справедливости. Прежде чем передать микрофон следующему участнику церемонии, она считает до тринадцати на языке народа киче, одного из представителей этнической группы майя; в наши дни на языке киче разговаривает более миллиона человек, проживающих в горных районах центральной Гватемалы. За торжественным обрядом наблюдают несколько десятков зрителей, начиная от старушек в национальных одеждах и кончая приезжими школьниками, – все они ритмично кивают в такт. После этого зрители присоединяются к процессии и начинают, приплясывая, двигаться против часовой стрелки вокруг костра, расположенного у входа в пещеру; темп всей процессии задают трое мужчин, играющих на маримбе (маримба – музыкальный инструмент, родственный ксилофону, – прим. перев.); участники церемонии подбрасывают в раздуваемое ветром пламя подношения из свечей, копала и благовоний (копал – твёрдая, трудноплавкая, имеющая химическую стойкость, похожая на янтарь, ископаемая природная смола – прим. перев.). Поз Саланик – юрист. В своей общине она является "хранительницей дней", ее обязанность – отслеживать 260-дневный цикл (т.е. 13 раз по 20 дней), который определяет ритуальную жизнь майя. В апреле археологи объявили, что им удалось расшифровать древнюю надпись возрастом 2300 лет, в которой даты проставлялись в формате того же самого календаря майя, доказав, что этот календарь использовался два тысячелетия назад древними майя, которые жили на юго-востоке Мексики и в Центральной Америке. В таких маленьких городках, как Зунил, календарь майя выжил, несмотря на то, что эта земля была покорена, а народ подвергся гонениям. Еще в 1990-х годах "всё, что мы сегодня делали, приняли бы за колдовство", говорит Роберто Поз Перес (Roberto Poz Pérez) – отец Поз Саланик – после того, как церемония подсчета дней подошла к концу и все принялись наслаждаться обедом из аппетитного тама́ле. Добавим, что Поз Перес помогает дочери вести подсчет дней. 260-дневный календарь ещё жив. Образно говоря, он представляет собой тот центр, вокруг которого когда-то группировались гораздо более обширные знания народов майя – такие, как, например, внушительный по объему корпус текстов, содержавших информацию о точных науках, которые существовали у Коренных народов Центральной Америки (здесь и далее в английском оригинале слово "Коренные" написано с большой буквы – прим. перев.). В этих текстах окружающий мир и человеческая жизнь видятся как взаимосвязанные; вот почему они представлены в виде дневных циклов, напоминающих сцепленные друг с другом зубчатые колеса. Астрономы древних майя описали движение Солнца, Луны и планет с поразительной точностью, например, им удалось отследить фазы Луны – от новолуния и вплоть до полнолуния – с точностью до полминуты. В XIX веке западная наука с запозданием вдруг открыла для себя всю утонченность и изысканность знаний майя. Ученые установили, что таблица дат, отображенная в одном из редких и хорошо сохранившихся древних текстах майя, отслеживает в рамках 260-дневного календаря передвижение Венеры. Это открытие (или переоткрытие) положило начало исследованию представлений майя об астрономии, которое продолжается и поныне. Ученые тщательно проанализировали археологические памятники и письменность майя, пытаясь обнаружить в них хотя бы какие-то отсылки к небесным явлениям. И теперь эта область исследований стала чрезвычайно популярной, произведя на свет кроме всего прочего множество течений типа "Нью эйдж" (сектантов, ожидающих конец света), а также породив расистские измышления о том, что, мол, майя не могли не получить эти астрономические знания от каких-нибудь космических пришельцев. В последние несколько лет стали появляться новые свидетельства, благодаря чему постепенно стала вырисовываться ситуация, касающаяся тех самых астрономических представлений Майя, с которыми в свое время столь настойчиво боролись европейские колонизаторы. С помощью лидарных методов исследований были выявлены крупные церемониальные комплексы, затерянные в джунглях и погребенные под вековыми наслоениями; многие из этих сооружений, по-видимому, должны иметь какую-то связь с астрономическими явлениями. Археологи раскопали нечто напоминающее астрономическую обсерваторию и обнаружили, что людей, представленных на отдельных изображениях, вполне можно принять за астрономов. В наше время некоторые западные ученые даже стали относиться к современным представителям народа майя как к своим сотрудникам и соавторам, а не просто обычным респондентам, которые способны лишь сообщать какие-то сведения о своем народе и больше ничего. Более того, современные ученые стремятся проникнуть в саму суть того мировоззрения, которое лежит в основе астрономических воззрений майя, дабы узнать не только о том, что как именно их древние предки наблюдали за звездами, но и зачем им это было нужно. Некоторые современные майя надеются, что восстановлению культурного наследия их народа будет способствовать сотрудничество с учеными. В Зуниле члены семьи Поз Саланик стали искать в близлежащих общинах фрагменты древних рассказов о небе. "Наша цель – не просто получить информацию. Нам хотелось бы пробудить нечто, объятое сном на протяжении длительного времени. И делаем мы это с осторожностью и бережностью", — говорит брат Искик Поз Саланик – графический дизайнер Тепеу Поз Саланик (Tepeu Poz Salanic), он тоже является "хранителем дней". Завоеватели-испанцы появились в этих местах в 1500-х годах. Они решили искоренить знания и культуру народов майя. Несмотря на то, что испанцам было известно о некоторых особенностях культуры майя, в том числе о 260-дневном календаре, испанское духовенство предало огню их древние тексты. В числе сожженных оказались так называемые кодексы – сложенные в виде гармоники листы из бумаги, изготовленной из луба местных растений, богато иллюстрированные и заполнены иероглифическими письменами. "Мы нашли большое количество таких книг. А поскольку в них не было ничего, в чем не угадывалось бы суеверие и дьявольский обман, то мы сожгли их все. Об этом они (т.е. коренные жители – прим. перев.) невероятно сожалели, ведь это причинило им так много страданий", — писал некий священник из Юкатана. И лишь четыре украденные книги, которые относятся к доиспанскому периоду, всплыли позднее в совсем других странах, причем нельзя было точно установить, каким образом эти книги там оказались. К концу XIX века один из кодексов майя оказался в Дрезденской библиотеке, там он попал в руки немецкому библиотекарю и математику-любителю по имени Эрнст Фёрстеманн (Ernst Förstemann). Разгадать иероглифы ему не удалось, зато он пролил свет на отображенные в таблице числа. По мнению Фёрстеманна, в тексе были проставлены даты 260-дневного священного цикла. Основываясь на временных промежутках между датами, Фёрстеманн пришел к выводу, что вышеупомянутая таблица служила чем-то вроде справочника, где описывалось движение планеты Венера, которая совершает 584-дневный "танец", состоящий из четырех частей: сначала она появляется в виде утренней звезды, затем исчезает с небосвода, потом снова появляется, но уже как вечерняя звезда, а затем вновь исчезает. С тех пор ученым, которые изучают кодексы майя и надписи на камнях, расчищенные во время археологических раскопок, пришлось признать, что майя до их колонизации испанцами, умели вычислять траекторию движения Солнца, Луны и, наверное, Марса с помощью сложных алгоритмов. Было установлено, что древние майя, вполне возможно, ориентировали здания таким образом, чтобы они указывали на определенные точки восхода Солнца; и, кроме того, майя отразили астрономические явления, например, фазы Луны, в исторических хрониках. На руках у современных ученых имелась лишь ограниченная информация о разных направлениях деятельности майя, скудные сведения об обычаях, бытовавших на обширной территории на протяжении тысячелетий. Но, как показали археологические исследования, где-то в промежутке между двумя и тремя тысячами лет назад древние майя пользовались целым набором математических понятий, описывавших астрономические события и циклические явления, что повлияло на человеческие обычаи и общественную жизнь, превратившись в конечном итоге в сложно структурированную систему. Одна из первых и главных целей состояла в том, чтобы вообще научиться измерять время. Например, первые надписи, касающиеся 260-дневного цикла, относятся к тому раннему периоду, о котором мы упомянули в предыдущем абзаце. Здесь сложно понять, что именно означали священные промежутки времени в календаре: быть может, они обозначали приблизительный интервал между задержкой менструального цикла и родами, а может – время созревания маиса, или результат умножения числа на двадцать (майя использовали двадцатеричную систему счисления, связанную со счетом на пальцах рук и ног), а может на тринадцать (еще одно распространенное число, которое использовали майя; оно отражает количество дней между нарастающей Луной и полнолунием). Примерно в эти же самые времена древние майя изобрели годичный солнечный календарь, который оказался полезен для регламентации сезонных работ, таких как посадка кукурузы. Теперь, перенесемся на два тысячелетия назад – к тому времени майя начали использовать третий календарь под названием Длинный счет. В этом календаре велся непрерывный подсчет дней, прошедших с момента гипотетической начальной даты календаря – 3114 года до н.э. С его помощью жрецы майя всегда имели возможность, так сказать, отмотать время на несколько столетий назад и определить, какие события в тот момент происходили на земле и на небе. Все эти принципы, а также их взаимосвязь с движениями небесных тел, по мнению археологов, вполне могли быть воплощены в древней архитектуре майя. Возьмем, скажем, один из самых известных примеров: в древнем городе Чичен-Ица у подножия большой пирамиды находится скульптура змеиной головы, которая завершает снизу лестницу, ведущую к вершине этой пирамиды. И каждый раз в день весеннего и осеннего равноденствия, когда продолжительность дня и ночи одинакова, толпы туристов собираются рядом с пирамидой, чтобы посмотреть на примечательное зрелище: Солнце освещает пирамиду так, что лестница начинает отбрасывать зубчатую тень (череду треугольников), которая напоминает гремучую змею. Добавим, что такую же тень можно наблюдать за несколько дней до равноденствия и через несколько дней после него. Поэтому учеными была выдвинута гипотеза, согласно которой строители десятого века акцентировали внимание именно на солнцестоянии. Правда, эта гипотеза до сих пор не доказана, но и не опровергнута. Как выразился археолог Иван Шпрайц (Ivan Šprajc) из Института антропологических исследований и пространственного анализа в Словении, на ночном небе настолько много созвездий, что "в реальности для любого из них можно найти какое-нибудь астрономическое соответствие на земле". Однако в наши дни ученые, происходящие из этнических майя, находят свидетельства, которые придают дополнительную достоверность гипотезе о взаимосвязи между постройками и астрономическими явлениями. В двух часах пути по склону от Зунила расположен Такалик-Абах. Это руины древнего города майя, представляющие собой систему каменных блоков, которые протянулись вдоль торгового пути. На древней каменной стеле, найденной здесь археологами в 1989 году, был обнаружен фрагмент даты календаря майя. Этот фрагмент вполне может относиться к какому-то неизвестному событию, которое произошло около 300 г. до н. э. Руководитель археологических раскопок Криста Шибер де Лэварреда (Christa Schieber de Lavarreda) указывает на плоский камень – считается, что это алтарь. Камень лежит всего в нескольких футах в стороне. По мнению археологов, он был установлен одновременно со стелой. Его поверхность испещрена искусным орнаментом, элементом которого служат отпечатки двух человеческих ступней; хорошо просматриваются даже подушечки пальцев ног – как будто человек специально вдавил их на несколько сантиметров в камень. "Удобно, однако", — шутит Криста. По ее словам, если человек встанет прямо на эти каменные отпечатки ног, то он будет смотреть в ту сторону, откуда встает Солнце в день зимнего солнцестояния – самого короткого дня в году. Для "хранителей дней" из Зунила и других групп Коренных народов эти археологические памятники являются священными местами, в которых оживают древние знания; в гватемальском законодательстве за представителями Коренных народов закреплено право проводить здесь священные церемонии. В этом древнем городе содержится большее число подсказок, позволяющих нам подобрать ключи к астрономическим знаниям, которыми пользовались люди в далеком прошлом. Например, площадь, на которой обнаружен фрагмент даты календаря майя, выдержана в характерном, узнаваемом стиле, которому градостроители майя, по-видимому, следовали более тысячи лет. Восточная сторона площади представляет собой невысокую горизонтальную платформу, протянувшуюся примерно с севера на юг; посредине неё установлена более высокая каменная конструкция. На западной стороне расположена пирамида, на вершине которой находится храм, а может быть какое-то утолщенное навершие храма, разрушившееся от времени. Начиная с 1920-х годов, археологи принялись по утрам взбираться по этим пирамидам и смотреть на восток, т.е. в сторону Солнца, восходящего над каменной платформой, полагая, что эти строения каким-то образом обозначают собой вполне определенные положения Солнца. По словам Шпрайца, эта гипотеза подтверждается с помощью многочисленных данных, полученных совсем недавно. В 2021 году Шпрайц обобщил информацию по 71 подобному строению – таковые находят повсюду в Мексике, Гватемале и Белизе. В одних случаях ученый проводил измерения с помощью геодезического оборудования во время собственных вылазок в джунгли, в других – с помощью лидара, т.е. лазерной технологии измерения расстояний, с помощью которой можно обнаружить малозаметные следы древних руин, скрытых в настоящее время от человека в тропических лесах или присыпанных позднейшими напластованиями. Как правило, наблюдатель, стоявший на вершине центральной пирамиды, мог видеть, как утром над каменным объектом, расположенным в середине платформы, которая находится с противоположной стороны, дважды в год с интервалом в 260 дней – 12 февраля и 30 октября – восходит солнечный диск. Вполне возможно, писал Шпрайц в журнале "PLOS ONE", именно во время этих двух восходов Солнца проводились публичные собрания или же начинались праздники сева или сбора урожая. В ходе исследований, которые проводятся в настоящее время, было установлено, что схожего мировоззрения придерживались даже строители более древних объектов. В 2020 году археолог Такеши Иномата (Takeshi Inomata) из Аризонского университета воспользовался данными лидара и обнаружил в мексиканском штате Табаско огромную приподнятую прямоугольную платформу с расположенными по краям другими двадцатью субплатформами; эта прямоугольная платформа протянулась на 1,4 километра. Как сообщалось в журнале Nature, упомянутое сооружение датируется между 1000 и 800 годами до нашей эры, т.е. еще до появления археологических свидетельств о письменности майя и календарных системах этого народа. В центре большого комплекса Такеши Иномата обнаружил приподнятые очертания пирамиды и платформы E-группы, которая считалась солярным маркером. В статье, опубликованной в 2021 году в журнале Nature Human Behaviour, Иномата с помощью лидара обнаружил 478 небольших прямоугольных комплексов одинакового возраста, разбросанных на территории штатов Веракрус и Табаско; многие из этих комплексов имеют сходную ориентацию, связанную с восходом солнца в определенные даты. В неопубликованной пока работе, написанной вместе со Шпрайцем и специалистом в области археоастрономии Энтони Авени (Anthony Aveni) из Колгейтского университета, Такеши Иномата в настоящее время проводит повторный анализ карт, полученных с помощью лидара, чтобы установить, на какие восходы солнца ориентировались древние жители тех мест; вполне возможно, что это могут оказаться даты, отделенные друг от друга промежутками между солнцестояниями (причем, длина этих промежутков кратна двадцати). Что касается более поздних периодов истории майя, то здесь ученые, занятые отысканием астрономических доказательств, больше полагаются на данные эпиграфики. Спустя достаточно долгий период времени после того, как была возведена каменная платформа в Табаско, в период расцвета строительства памятников, охватывающий большую часть первого тысячелетия нашей эры (его называют классическим периодом), многие поколения майя уделяли большое внимание расчету дат новолуний и полнолуний, стараясь разобраться в непростых вычислениях лунного цикла, равного 29,53 дням (как видим, это число несколько неудобно для вычислений). В Копане, расположенном на территории современного Гондураса, (Копан – одно из крупнейших археологических городищ на территории Гондураса – прим.перев.) и в близлежащих городах археологи начала XX-го века нашли высеченные на камне надписи, которые представляют собой некую "формулу" для вычисления движения Луны; значение, полученное с ее помощью, всего на 30 секунд в месяц отличается от значения, измеренного современными средствами. В Паленке, расположенном на юге Мексики (Пале́нке – условное название древнего археологического памятника, расположенного в мексиканском штате Чьяпас, – прим. перев.), была обнаружена другая версия той же формулы, только еще более точная. Некоторые из недавно сделанных открытий, относимых к этому периоду истории майя, дают представление о самих древних астрономах майя. В 2012 году археологи описали фрагмент настенной живописи девятого века, найденный на территории археологического памятника Ксултун в Гватемале: на изображении несколько жрецов, облаченных в церемониальные одежды, беседуют с правителем города. На стенах, как и на самом фрагменте, древние ученые запечатлели точно такие же, как и в Паленке, вычисления, описывающие движение Луны; один из этих ученых, судя по всему, даже поставил под вычислениями свое имя. Видимо, позднее в подполе обнаруженного археологами помещения, которое, по всей вероятности, было специально предназначено для наблюдений за Луной, был похоронен мужчина, запечатленный на фрагменте в виде скелета, облаченного в одеяния; там же под полом была похоронена женщина с инструментами, предназначенными для изготовления книг. Подсказки, подобные фрагменту настенной живописи в Ксултуне, указывают на то, что в классический период истории майя при королевских дворах существовало своего рода сообщество ученых, полагает специалист по эпиграфике Дэвид Стюарт (David Stuart) из Техасского университета в Остине, который участвовал в раскопках в Ксултуне. Этим древним ученым поручалось следить за небесными явлениями, составлять ритуальные календари, осуществлять сообщение с другими городами и, судя по всему, производить многочисленные расчеты, которые, правда, не сохранились. По словам Стюарта, "надписи, которые мы сейчас видим, свидетельствуют о наличии в те времена библиотек, в которых хранилась информация об астрономических явлениях", которую правители майя, вероятно, использовали для выбора благоприятных дней. Историки утверждают, что правители майя классического периода использовали придворных астрологов для утверждения собственной легитимности. Эти правители считали себя деятелями космического масштаба; время от времени они выполняли специальные обряды, которые, как считалось, должны были придавать времени новый импульс, дабы поддерживать его плавный ход. По-видимому, их династические хроники, высеченные в камне, включают в себя мифические персонажи и небесные тела, которых правители майя считали своими предшественниками и даже своей ровней. Например, в хрониках о жизни королей может вдруг появиться отсылка к рождению некоего божества, которое имело место в тот же самый день, что и день рождения правителя майя, но только в далеком прошлом, множество циклов назад. Многие исторические хроники начинаются с упоминания о точной фазе Луны. "Сейчас мы осознали, — говорит Стюарт, — что история майя и астрономия майя — это одно и то же". Четыре уцелевших кодекса майя, которые хранятся в Дрездене, Мадриде, Париже и Нью-Йорке, дают представление о более позднем историческом этапе цивилизации майя (этот исторический интервал начался в ту эпоху, когда была построена "комната астронома" в Ксултуне, и закончился во время испанского завоевания). Эти кодексы, вероятно, были написаны примерно в 1400-х годах на полуострове Юкатан. Однако, по мнению ученых, они содержат гораздо более древние записи, в которых обстоятельно рассказывается о том, как передвигались по небу Солнце, Луна и другие планеты за несколько столетий до рассматриваемого исторического периода (т.е. с VIII по X век н.э.), в соответствии с датами календаря майя, отображенными в таблице передвижения Венеры (или просто – таблице Венеры), а также в таблице солнечных затмений. После того, как в 1980-х и 90-х годах письменность майя была расшифрована, ученые приступили к изучению таблицы передвижения Венеры в более широком – культурном контексте. Например, в 2013 году специалист по эпиграфике Габриэлл Вейл (Gabrielle Vail) из Университета Северной Каролины в Чапел-Хилле и археолог из Тулейнского университета Кристин Эрнандес (Christine Hernández) заявили, что в упомянутой таблице присутствует сюжет о битвах между Венерой и Солнцем; этот сюжет появился в результате объединения историй о сотворении мира, возникших у майя и у тех, кто проживал на территории центральной Мексики. В таблице прослеживается изменение фаз планеты Венеры (т.е. полный цикл – от "утренней звезды" до "вечерней звезды", который она проходит почти ровно пять раз за восемь лет), а также присутствуют иллюстрации, изображающие встречи между Венерой, представшей перед нами в виде богини, и другими богоподобными существами. Вооружившись таблицей Венеры, поясняет Габриэлл Вейл, предшественники сегодняшних "хранителей дня" могли предсказывать, на какие даты 260-дневного календаря приходятся эти небесные явления, и какие предзнаменования они с собой несут. В сведениях о движении Венеры учитывались даже некоторые нюансы: так, например, на другой странице Дрезденского кодекса приводится дополнительный набор поправочных коэффициентов, помогающих скорректировать смещение цикла, которое насчитывает несколько дней за одно столетие. В книге, опубликованной в марте нынешнего года, ученый Джерардо Алдана (Gerardo Aldana) из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре (кстати, Алдана – этнический майя) приводит доводы в пользу того, что астроном, разработавший "поправки" для предсказания движения Венеры, был женщиной, которая жила около 900 г. н.э. Алдана указывает на изображение человека, вырезанное на постройке, которая интерпретируется как обсерватория Венеры в Чичен-Ице. Этот человек одет в длинную юбку, он носит головной убор в виде пернатого змея (эта символика перекочевала из центральной Мексики и ассоциируется с Венерой, которая пришла к власти в этом городе примерно в те же исторические времена).На другой фреске изображен человек, точно так же одетый; у него явно вырисовывается женская грудь; при этом, данный персонаж принимает участие в массовой процессии, насыщенной богатой символикой пернатого змея. После своего появления в Америке в начале 16 века, колонизаторы-испанцы уничтожили бесчисленное множество кодексов и систему глифов, посредством которых майя осуществляли долгосрочное наблюдение за небесными явлениями и отображали эту информацию в количественном виде. И всё же, майя и их культура не исчезли: в настоящее время около семи миллионов человек продолжают говорить на одном или нескольких из тридцати языков, восходящих к языкам древних майя. Кроме того, уцелели астрономические знания майя, особенно те, что были запечатлены в фольклоре и легендах; они сохраняют свою значимость в ходе сельскохозяйственных работ; кроме того, они важны с точки зрения экологии. Все эти знания, полученные в ходе систематических наблюдений, накапливались на протяжении достаточно долгого времени. К примеру, когда в двадцатом веке этнографы посетили некоторые общины майя, то они вдруг обнаружили, что местные жители всё еще продолжают пользоваться 260-дневным календарем и некоторыми элементами солнечного календаря. Этнографам также удалось познакомиться с некоторыми местными жителями, которые умеют определять время по звездному небу. "Считается, что эти знания были полностью уничтожены, и никто уже не наблюдает за небом. Но это не так", — утверждает исследовательница Джарита Холбрук (Jarita Holbrook) из Эдинбургского университета, которая специализируется на изучении астрономических знаний Коренных народов Африки, Тихого океана и Мезоамерики. Через несколько дней после огненного обряда, который происходил в Зуниле на территории Гватемалы и который мы описали в начале статьи, на другом конце культурного ареала майя, а именно – на мексиканском полуострове Юкатан – 84-летняя старейшина народа майя Мареа Авила Вера (Marèa Ávila Vera) идет с палочкой по тропинке через древний город Ушмаль, притягивающий к себе туристов будто магнит. Вечернее небо становится чернильно-черным, поскольку до больших городов отсюда совсем далеко. Глядя на созвездие Ориона (так его называли древние греки), Мареа Авила Вера начинает рассказывать историю, которую впервые услышала когда-то в детстве. Это история о трех звездах, расположенных в ряд – они символизируют традиционную посадку кукурузы, бобов и тыквы. В отличие от бытующего на Западе несколько однобокого подхода к изучению природных явлений, многие представители майя и специалисты по культуре этого народа акцентируют внимание на том, что знания каким-то причудливым образом связаны с конкретной местностью и проживающими там людьми. Вот почему, для того, чтобы лучше понять астрономов древности, необходимо посетить те места, где они наблюдали за небом. И вот, мы переносимся в древний город Ушмаль. Изабел Хокинс (Isabel Hawkins) идет рядом с Авилой Верой, твердо держа её за руку. Раньше Хокинс занималась астрофизикой. Но она увлеклась культурой майя после того, как занялась научно-просветительской деятельностью. Изабел подружилась с местными археологами, а также с носителями знаний из числа коренных народов, такими как "хранители дней" из Зунила, с мезоамериканскими учеными и, конечно же, с Авилой Верой, с которой познакомилась во время астрономической презентации, адресованной сообществу носителей юкатекского языка (юкатекский язык — один из ныне существующих майяских языков – прим. перев.) и проведенной в Области залива Сан-Франциско, США. В ноябре 2019 года это сообщество исследователей решило совершить поездку по Гватемале и Гондурасу, чтобы использовать на практике новый научный подход, который называется "культурной астрономией". В рамках данного подхода ученые в дополнение к анализу археологических памятников и древних текстов пытаются придать особое значение связям между этими элементами материальной культуры с теми представлениями, которые бытуют в наше время у Коренных народов. "Теперь мы не чувствуем себя отстающими – то есть теми, кто старается угнаться за новациями, которые появляются где-то в других регионах мира, ведь теперь мы почувствовали, что тоже вносим свой вклад в становление новой концепции", — говорит археолог Томас Барриентос (Tomás Barrientos), принимавший участие в проведении встречи в Университете Долины Гватемалы. Главная задача, возникающая перед специалистами в области культурной астрономии, состоит в том, чтобы сохранить уцелевшие предания о звездах и устную народную традицию, которая уходит корнями в далекое прошлое. Подчас это напоминает головоломку. После встречи с Изабел Хокинс "хранитель дней" Тепеу Поз Саланик начал собирать в горной части Гватемалы сохранившиеся предания о звездах. Саланик часто приезжает в соседние города, чтобы поиграть в возрожденную версию древней игры майя в мяч, и всегда расспрашивает местных жителей о том, что им известно о звездном небе. Одна из версий древних сказаний майя о звездах сохранилась в Парижском кодексе. Среди созвездий, которые в нем упоминаются, есть олень и скорпион, но на иллюстрациях этого кодекса соответствующие звезды не обрисованы точками. В городе Санта Люсия Утатлан местные жители сообщили Тепеу Поз Саланику, что в ночном небе появился олень, правда, не могли вспомнить, где именно. При этом, Саланику известно, что в наши дни на Гватемальском нагорье та комбинация звезд, которую древние греки называли созвездием Скорпиона, зовется точно так же – скорпионом. (Никто не может сказать, как именно появилось ли это название – в результате взаимопроникновения культур двух континентов до испанской колонизации или же после нее.) Как сообщил Поз Саланик в 2021 году в "Research Notes of the American Astronomical Society", в народе киче скорпиона называют "па ракан кей" ("под оленьей ногой"). Поз Саланик считает, что Созвездие оленя из Парижского кодекса может находиться над хвостом скорпиона, в созвездии, которое на Западе называется Стрельцом. Со своей стороны, Авила Вера заметила, что наблюдение за звездами полезно с практической точки зрения. Как-то раз, крёстный Авилы Веры привел ее на кукурузное поле перед рассветом и указал на группу звезд, которые вскоре исчезли в лучах восходящего Солнца. Этими звездами были Плеяды (на юкатекском языке они называются "цаб", или "треск змеи"). Крёстный сказал ей, что это звездное скопление начинает появляться на небосводе по мере приближения сезона сбора урожая. Если это созвездие выглядит отчетливо, а не размыто, то, следовательно, атмосфера чиста и небо солнечное – значит, будет хороший урожай. (Аналогичные приметы существуют и среди Коренных народов, живущих в Андах. Так, например, в 2000 году группа ученых заявила в журнале Nature, что если рано утром на рассвете созвездие Плеяд видно неотчетливо, то, как утверждают тамошние сельские жители, с большой вероятностью следует ожидать появления Эль-Ниньо и сокращение количества осадков.) В 4:30 утра в Ушмале звездный свет пробивается сквозь легкую туманную поволоку, несколько дней назад было полнолуние. Изабел Хокинс и археолог Эктор Кауич (Héctor Cauich) из Мексиканского национального института антропологии и истории поднимаются по крутым ступеням к огромному комплексу под названием Дворец правителя. Где-то над их головами кружат летучие мыши, возвращаясь на развалины. Достигнув главной двери древнего здания, Хокинс и Кауич поворачиваются и смотрят на восток: Венера сияет на небе прямо над джунглями, при этом, с одной стороны от нее находится Марс, с другой – Сатурн. Эти здания появились около 950 г. н.э., их выстроил новый правитель Ушмаля, известный археологам под именем Правитель Чак (Chac). Комплекс зданий представляет собой протяженную приподнятую структуру, которую окаймляют группы из пяти скульптур Чака – у майя под этим именем фигурирует бог дождя, который изображается с загнутым носом, похожим на хобот. На фасаде здания изображены более 350 глифов, обозначающих слова "Венера" или "звезда"; точно такие же глифы изображены и под каждым из глаз Чака. Кроме того, по углам зданий расставлены и другие скульптуры Чака, на этот раз цифра "восемь" выгравирована над его глазами, – две последние из этих скульптур Чака открыл в 2018 году в ходе раскопок директор музейного комплекса Ушмаль, археолог Хосе Усим Эррара (José Huchim Herrara) из Мексиканского национального института антропологии и истории. Он обнаружил, что этим двум скульптурам также присуща символика, связанная с Венерой. Если принять во внимание тот факт, что планета Венера проходит пять циклов за восемь лет, то становится понятной связь вышеупомянутых строений Ушмаля с культом Венеры. Ушмаль в целом изучается уже не протяжении нескольких десятилетий; к тому же, он привлекает к себе сотни тысяч туристов. И все же, археоастрономам и современным майя хотелось бы получить более точные сведения о назначении этого здания. Если наблюдатель встанет перед рассветом у главного входа во Дворец правителя и обратит свой взор на восток в тот день, когда планета Венера достигнет самой южной точки на небе, то он увидит вдалеке пирамиду, расположенную почти на одной линии с Венерой. По мнению Энтони Авени, эти строения были расставлены вдоль зрительной оси намеренно. Однако Усим Эррара склоняется к другой гипотезе: по его мнению, наблюдатель должен встать на пирамиду и, наоборот, посмотреть как бы со стороны Венеры, т.е. на запад, в сторону Дворца правителя, в тот самый момент, когда Венера, находясь в фазе вечерней звезды, будет подниматься над зданием. Тогда ключевой датой станет момент, когда Венера достигнет своей самой северной точки. В 1990 году Шпрайц и Эррара, желая открыть еще не обнаруженную пирамиду, отправились по направлению вдоль линии, идущей от главного входа Дворца правителя, прямо в джунгли, прорубая себе путь с помощью мачете. Идти пришлось долго, покуда они не нашли огромный холм, не обозначенный на картах. Однако их местному проводнику этот холм был известен под названием Сехтцук (Cehtzuc); заметим, что археологи на тот момент этот холм еще не раскапывали. Если встать на этот холм, то самая северная точка, в которой Венера появляется на небосводе, оказалась бы прямо над Дворцом правителя; это событие происходит в начале мая, когда на Юкатане начинается период дождей. "В основе всего этого лежит поклонение воде", — говорит Эррара. А у старейшины народа майя Авилы Веры каменные строения Ушмаля пробуждают давние воспоминания. В прошлый раз, когда Авила Вера была в Ушмале, ей пришел на память яркий эпизод из детства: она сидит у железнодорожных путей в тени дерева, слушая истории о звездах и древних городах – эти истории ей рассказывает бабушка, она в 1940-е годы работала акушеркой в маленьком городке, где живут майя. Бабушка как-то обмолвилась, что Ушмаль, а кроме него и прочие древние города, не предназначен для туризма, поскольку он является священным; это владения духов-смотрителей, у которых нужно попросить разрешения войти в этот город. Но уже в более зрелом возрасте Авила Вера, не забывая об этом предостережении, тем не менее пожелала-таки увидеть те места, о которых когда-то рассказывала её бабушка. Авила Вера отправилась в Ушмаль вместе с Изабел Хокинс. Авила Вера уже давно сама является рассказчицей и хранительницей старинных преданий. По словам Авилы Веры, ее бабушка всегда говорила, что необходимо и в будущем передавать все эти сказания своим детям – Авила Вера говорила об этом сначала по-испански, а затем перешла на юкатекский. "Ле бетик ка’абет а пак’ ле нек ту ц’ю а пукшик’ал , — говорила бабушка Авилы Веры. – В своем сердце нужно посадить доброе семя, оно и принесет добрый плод" .
/20180930/243356766.html
/20180819/243008615.html
/20160327/235875327.html
/20130817/212006155.html
/20121221/203632527.html
/20120825/197276995.html
гватемала
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2022
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/07/0b/254952490_92:0:2823:2048_1920x0_80_0_0_4e0b1591fe9501ead0510cfa69edc135.jpgИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
science, астрология, цивилизация майя, гватемала