Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Работа общественного транспорта в Киеве оставляет желать лучшего, пишет "Экономическая правда". Более чем вдвое сократили количество подвижного состава и закрыли часть маршрутов. Эксперты подозревают, что это сделано специально – чтобы пассажиры пересаживались на подорожавшие частные маршрутки.
После начала спецоперации России на Украине на столичные маршруты стало выезжать меньше троллейбусов и автобусов. Власти говорят о сокращении пассажиропотока, эксперты – о возможной договоренности в интересах владельцев "маршруток".
С начала апреля количество подвижного состава постоянно росло, но сейчас транспорта все еще в разы меньше, чем до конфликта. Это приводит к увеличению интервалов движения и снижению качества предоставления транспортных услуг.
Комфорт передвижения по городу ухудшает решение военной администрации о приостановке работы общественного транспорта во время воздушных тревог. При этом так называемые маршрутки продолжают ездить и зарабатывать.
Коммунальное предприятие "Киевпастранс" всегда работало нестабильно и не было заинтересовано развивать сферу перевозок, говорят эксперты. Однако нынешние проблемы глубже. Почему работа автобусов, трамваев и троллейбусов не может вернуться к прошлогодним показателям и кто за это отвечает?
Вдвое меньше общественного транспорта
До начала конфликта маршруты наземного общественного транспорта в Киеве обслуживали около пятисот автобусов, двести десять трамваев и триста тридцать троллейбусов. Сейчас, по данным "Киевпастранса", на маршруты выходят сто девяносто пять автобусов, девяносто пять трамваев и сто пятьдесят троллейбусов.
Причин в сокращении количества подвижного состава несколько, рассказывает аналитик транспортного портала AlltransUa Иван Черныш. Первая – экономия средств.
"„Киевпастранс” – это предприятие, которое работает исключительно на средства городского бюджета. Соответственно, сколько город скажет работать, столько они и будут работать. Работать сверхурочно у них рвения нет", – говорит Черныш.
В ответе на запрос ЭП предприятие подтвердило, что экономит средства, "учитывая реалии военного времени, ограниченность возможностей и ресурсов".
""Киевпастранс" обеспечивает пассажирские перевозки оптимальным количеством подвижного состава, необходимого для обеспечения пассажирского спроса, максимально возможно охватывая действующими маршрутами сеть наземного общественного транспорта", – сообщили в коммунальном предприятии.
Вторая и основная причина – сокращение пассажиропотока. "После начала конфликта многие киевляне уехали. В связи с этим существенно уменьшился пассажиропоток наземного общественного транспорта", – говорят в КП.
Прощайте, старые маршрутки: что предусматривает реформа общественного транспорта
К осени большинство жителей столицы вернулись домой, но многие отдают предпочтение личному транспорту, такси и другим альтернативам.
"Если бы пассажиропоток был больше, „Киевпастранс” был бы вынужден увеличивать количество транспорта. Есть люди, которые пользовались бы транспортом, если бы он был, но его мало и он работает нестабильно", – считает Черныш.
Совет обороны Киева первого августа обязал наземный общественный транспорт останавливаться во время воздушной тревоги. По мнению властей, в такой ситуации пассажиры должны покинуть салон и пройти к ближайшему укрытию.
Городской голова Виталий Кличко считает, что движущийся автобус или троллейбус представляет опасность для пассажиров. "Люди должны выйти из транспорта и рассредоточиться", – заявил он.
На практике все иначе. Обычно пассажиры остаются в салоне в ожидании окончания воздушной тревоги. Показательной стала фотография автобуса, стоящего на остановке во время воздушной тревоги у главного входа завода "Артем".
Дольше всего общественному транспорту пришлось стоять двадцать четвертого августа, суммарно – более семи часов. По расчетам компании "О мобильности", в тот день из-за простоя автобусов, трамваев и троллейбусов Киев недополучил шестьдесят миллионов гривен.
Частные перевозчики не выполняют решения Совета обороны, поэтому пассажиры сразу выбирают "маршрутку" вместо коммунального транспорта.
"Рассчитывать на коммунальный транспорт нельзя. Люди выбирают такси, собственные автомобили или маршрутки. Получается, что пассажиропоток и так небольшой, а его такими шагами еще больше сокращают", – сетует Черныш.
Транспортный эксперт Александр Гречко на заседании транспортной комиссии Киевсовета спросил у депутатов: "Кто из вас приехал на заседание на общественном транспорте?". Выяснилось, что ни один. Гречко уточнил: "Кто из вас после сигнала тревоги останавливает авто и идет прятаться в укрытие?". Ответов не последовало.
"Абсурдно, когда представители власти, которые ездят только на частных авто, решают, как должны ездить пассажиры коммунального транспорта", – говорит эксперт.
Петицию об отмене решения Совета обороны Киева об остановке работы общественного транспорта во время воздушной тревоги Кличко отклонил.
Работа в интересах "маршрутчиков"
Нежелание увеличивать количество подвижного состава имеет еще один скрытый мотив, считает Черныш. Увеличение предложения автобусов и троллейбусов уменьшило бы спрос на частный маршрутный транспорт.
"Если бы „Киевпастранс” работал на полную мощность, то возникла бы проблема с "маршрутками". У их владельцев не было бы экономических возможностей работать. Люди выбирали бы более дешевый коммунальный транспорт", – говорит эксперт.
Из-за подорожания горючего маршрутные такси столицы повысили тариф за проезд до пятнадцати гривен. Кроме того, у них так же упал пассажиропоток.
"Скорее всего, существует неформальная договоренность. С одной стороны, городская власть дает маршруткам возможность работать, а с другой – экономит бюджетные средства. Доказать существование такой договоренности невозможно", – предполагает Черныш.
"Киевпастранс" не возобновил работу многих маршрутов
По сравнению с довоенными временами столица недосчиталась около двадцати автобусных маршрутов, шести троллейбусных и двух трамвайных.
Маршруты, на которых работали малые автобусы, нечем обслуживать: большинство "богданчиков" "Киевпастранс" отдал военным еще в первые дни конфликта. "На маршруты могли бы выйти большие автобусы, но коммунальному предприятию проще, чтобы они вообще не работали", – убежден Черныш.
В "Киевпастрансе" отвечают: большие автобусы непригодны для работы на маршрутах со сложным рельефом местности, где работали "богданы".
В марте в результате обстрелов была повреждена контактная сеть троллейбусов на Куреневке, Дорогожичах, Берестейской и Нивках. Около десяти троллейбусных маршрутов долго не могли возобновить работу.
"Киевпастранс" три месяца не проводил ремонтные работы без объявления причин. После давления общественности сеть восстановили и в июле запустили часть маршрутов.
Восстановлению части троллейбусных маршрутов мешают военные инженерные сооружения. По другим маршрутам имеет место саботаж, считает Черныш.
"Есть сорок седьмой троллейбусный маршрут с Троещины на Оболонь. Ему ничего не мешает работать, но есть маршрутка-дублер под номером четыреста восемьдесят пять. Она работает и собирает весь доход с обслуживания этого направления. Ситуация наталкивает на мысль, что существуют неформальные договоренности", – отмечает эксперт.
В "Киевпастрансе" утверждают, что осуществляют пассажирские перевозки тем количеством подвижного состава, которое соответствует реальным пассажиропотокам.
"Предприятие совместно с департаментом транспортной инфраструктуры осуществляет оптимизацию отдельных маршрутов общественного транспорта, организует работу новых маршрутов, что позволяет более полно и качественно обеспечить спрос на пассажирские перевозки", – сообщили в "Киевпастрансе".
Главная проблема с киевским транспортом, по мнению Черныша, заключается в отсутствии организатора перевозок, который взял бы на себя ответственность за качественную работу транспорта. По закону, эту роль должен выполнять департамент транспортной инфраструктуры КГГА, однако он этого не делает.
"Функции департамента сводятся к балансировке „Киевпастранса” и маршруток, чтобы те что-то зарабатывали, а КП возило льготников", – говорит Черныш.
По его словам, департамент должен составлять маршрутную сеть и объяснять киевлянам причины, по которым не все маршруты работают. "Если бы у нас был такой организатор перевозок, то решилось бы многие проблем", – говорит он.
Хронические задержки зарплаты водителям
На днях в соцсетях поднялась шумиха: работникам "Киевпастранса" задерживают выплату зарплат. После этого деньги начали выплачивать, однако это комплексная проблема, считает Черныш. Причина заключается в ручном и неэффективном механизме: деньги платят не из средств предприятия, а из бюджета Киева.
"В бюджете есть отдельные строки: „Компенсация льготного проезда” и „Регулирование цен на услуги электротранспорта и автомобильного транспорта”. По этим статьям „Киевпастранс” и финансируется. Как только транши поступают – предприятие сразу переводит их на зарплату. Эта схема приводит к тому, что проблема выплаты зарплат становится регулярной", – рассказывает эксперт.
Он добавляет, что на задержку может повлиять любая проблема с бюджетом: неисполнение по доходам или задержки со стороны казначейства. В результате у водителей накапливается негатив, влияющий на качество их работы и мотивацию.