Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему Запад продолжит проигрывать в Африке

© AP Photo / Farah Abdi WarsamehСолдаты армии Сомали патрулируют улицы Могадишо
Солдаты армии Сомали патрулируют улицы Могадишо - ИноСМИ, 1920, 11.09.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Попытки Запада сохранить влияние в Африке обречены на провал, пишет словенский философ Славой Жижек в статье для The New Statesman. По его мнению, все дело в отсутствии народной поддержки, а неоколониализм порождает только "гнусный авторитаризм".
Когда исламистские силы совершили серию военных переворотов в Центральной Африке — Нигере, Мали, Буркина-Фасо — в средствах массовой информации возникли два нарратива. Пророссийский видит народный бунт против французского неоколониализма, связанного с местными коррумпированными элитами, а западные СМИ — аспекты крупномасштабного заговора по созданию в Центральной Африке антизападной и антилиберальной империи. В определенной степени правы обе стороны.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Это правда, что до настоящего времени Франция осуществляла ненавязчивое (но не всегда) неоколониальное правление бывшими колониями в Западной и Центральной Африке. Предоставив им независимость в 1960-х годах, она продолжила оказывать экономическое, политическое и военное влияние. Из всех бывших колониальных держав крупнейшее военное присутствие в Африке принадлежит именно Франции, вынуждая местных во всем отдавать предпочтение французским интересам и компаниям. Она в числе прочего, навязала бывшим колониям валютную зону франка в рамках Африканского экономического сообщества (АЭС).
Однако ясно, что “антиколониальные” восстания в Центральной Африке еще хуже французского неоколониализма. Они сулят ей будущее несостоявшихся государств, таких как Зимбабве и Мьянма: авторитарное военное правление; экономический регресс к новым рекордным показателям бедности, которые выгодны только новой коррумпированной элите; идеологический фундаментализм вкупе с противодействием “колониальным” влияниям, таким как права гомосексуалистов. Подлинные лидеры движения за освобождение, такие как Томас Санкара (Thomas Sankara) из Буркина-Фасо, остались далеко в прошлом. Как так вышло, что бо́льшая часть Африки оказалась перед отчаянным выбором меж двух зол в лице западного неоколониализма или фальшивого авторитарного антиколониализма? Недавний военный переворот в Габоне символизировал мятеж против обоих, в результате чего своего кресла лишился президент Али Бонго, знавший, что на этот раз французская армия вряд ли вмешается.
Хватит ли нам духа признать простую истину, что все дело в отсутствии народной поддержки? Последние правопопулистские протесты если чему нас и научили, так это тому, что пришло время перефразировать знаменитое высказывание Авраама Линкольна: “Можно все время дурачить некоторых, можно некоторое время дурачить всех, но нельзя все время дурачить всех”. Нынешняя версия должна звучать так: “Иногда все могут избегать того, чтобы их дурачили; некоторые способны на такое постоянно, но не все сразу.”
Президент России Борис Ельцин и президент США Билл Клинтон - ИноСМИ, 1920, 10.09.2023
Рассекречено: как США обманули Россию относительно нерасширения НАТОБывший президент США Билл Клинтон манипулировал своим российским коллегой Борисом Ельциным и давал обещания, которые не собирался выполнять, пишет Al Mayadeen. О последствиях такого поведения и расширения НАТО четверть века назад предупреждал "архитектор холодной войны" Джордж Кеннан. Теперь его предсказание стало реальностью.
Любое подлинное освободительное участие народа случается редко и продолжается недолго, причем речь необязательно должна идти о западной демократии. Вспомните, как в период китайской культурной революции Мао Цзэдун посылал тысячи интеллектуалов в совхозы учиться у простых фермеров, возведенных им в ранг “субъектов, которым положено знать”. Можно возразить, что интеллектуалам хоть и было полезно поближе познакомиться с реалиями жизни в сельской местности, это не помогло им приобрести более глубоких знаний об обществе в целом.
Как объяснить, что нет ни одной привилегированной группы, которая обладала бы подлинным пониманием народа? Действовать нужно в два этапа. Во-первых, следует развеять миф о меритократии: каково бы ни было ваше социальное положение при рождении, общество должно предоставлять достаточно возможностей и мобильности, чтобы талант соответствовал усилиям, необходимыми для достижения различных высот. В книге 2017 года "Против меритократии" (Against Meritocracy,) Джо Литтлер (Jo Littler) продемонстрировала, что она является ключевым средством легитимации современной неолиберальной культуры и лишь порождает новые формы социального разделения, поскольку одну из ключевых ролей продолжают играть класс, раса и гендер. К этим трем факторам добавим еще один — случайность. В книге "Успех и удача. Фактор везения и миф меритократии" (Success and Luck: Good Fortune and the Myth of Meritocracy, 2016) Роберт Фрэнк (Robert Frank) не умаляет важность упорного труда, но обращает внимание на то, что в успехе отдельного человека огромную роль играет именно шанс (удача).
Какова тогда альтернатива, если богатство и социальная власть индивида не отражают его достоинств? Для большинства критиков меритократии альтернативой является доверие к большинству обычных людей без особых заслуг: как бы ими ни манипулировали и ни внедряли в повседневную идеологию, как бы им ни промывали мозги религиозным и этническим фундаментализмом, в долгосрочной перспективе возобладает их спонтанное чувство справедливости. Короче говоря, критики меритократии склонны отстаивать ту или иную версию высказывания Линкольна.
К сожалению, реалии современного мира вынуждают нас отказаться и от этого доверия к людям. Как может обычный человек небольшого достатка решить действовать, если на него непрерывным потоком сыплются противоречивые репортажи о глобальном потеплении и спорах между учеными мужами? Должен ли он сражаться за меры, способные еще глубже вогнать его в нищету? Как можно винить этого человека за то, что в иммигрантах он видит угрозу привычному образу жизни? Можно ли винить его за появление в рамках столь ограниченного мировоззрения идеи о том, что он каким-то образом причастен к неоколониальной эксплуатации стран Третьего мира? Список можно продолжать бесконечно: можем ли мы винить простого человека за то, что он запутался в дискуссиях о личных местоимениях “он/она/они”, которыми изобилуют средства массовой информации? И разве большинство из нас, включая интеллектуальную элиту, не запутались в этих сетях, утратив способность достигать того, что философ Фредрик Джеймсон (Fredric Jameson) назвал верным “когнитивным отображением” ситуации? Вот почему решение заключается не в стремлении к “истинной” меритократии: те, кто действительно заслужил успех, станут превалировать лишь после тотальной реорганизации социального порядка.
Если точнее, дело не столько в том, что большинству заморочили головы, сколько в том, что им все равно: их заботит главным образом невозмутимое продолжение относительно стабильной повседневной жизни. Большинство не хочет настоящей демократии, где они действительно смогут принимать решения: им достаточно ее видимости в виде свободы голоса, но на “правильный” выбор при этом указывает некое уполномоченное лицо. Большинство приходит в замешательство, когда чувствует, что не получает четких указаний, а ситуация, в которой надлежит принимать решение, парадоксальным образом начинает восприниматься как кризис демократии, угроза стабильности системы. (Это справедливо не только для бывших французских колоний, но и для демократии в целом.) Однако, когда так называемое молчаливое большинство начинает беспокоиться, чувствует себя жертвой и исходит неподдельной яростью, зачастую все становится намного хуже. Люди хотят принимать решения и быть услышанными, но при этом — как демонстрирует непрекращающаяся волна правого популизма по всему миру — позволяют манипулировать собой и становятся жертвами теорий заговора.
Является ли это правило универсальным? К счастью, нет. Исключения непредсказуемы, но случаются нечасто; туман рассеивается, воцаряется ясность, и большинство оправданно мобилизуется. Такие моменты есть история в чистом виде — моменты, когда годы пролетают за неделю.
Возвращаясь к отправной точке, есть ли шанс, что такой момент наступит в Центральной Африке? Разумеется, не в результате наших (европейских) усилий по просвещению африканцев. Что мы можем сделать сейчас, так это выступить против нашего собственного неоколониализма, подпитывающего ложный фундаменталистский антиколониализм. Предстоит еще многое сделать, и не в последнюю очередь — отказаться от одного из важнейших табу и восстановить планирование. Крупномасштабное обязательное планирование, а не просто расплывчатую “координацию” или “сотрудничество”. Группам государств придется создавать конфедерации с органами законодательной и исполнительной власти для введения мер, касающихся окружающей среды, массовых перемещений людей, военных интервенций и использования искусственного интеллекта. Утопия? Да, но другого способа противостоять кризисам, которые представляют угрозу выживанию человечества, попросту нет.
 
Популярные комментарии
СЗ
Сергей Затолокин
24
Очень мутно. Парень(. Ведь это парень? Славой Жижка? ) топит за меритократию, в противовес- чему? непонятно, демократии- он ведь критикует неспособность основной массы народа осознать свои интересы. Чумазый, в общем , не может. Интересно, Африка по его мнению управляется неправильно- по контексту Запад правильно, там -меритократия ? И вся замечательная когорта первых , политиков- Байден, слизняк Шольц, английская премьерша, и Джонсон, Бербок, Боррель и другие- результат объективного эффективного отбора, лучшие из лучших, венец меритократии? Или все таки порождение идеологизированной бюрократии , некомпетентной, бездарной, невежественной.
Alex K
20
Такой бред, даже до конца не дочитал. Данный автор просто оправдывается, веря, что только либеральный путь способен принести стране счастье и процветание. Он полностью живет в своей пропаганде, которая ему говорит, что в России бандитизм и нищета, а в Африке живут необразованные людоеды.