https://inosmi.ru/20231004/zerno-265918617.html
Европейские фермеры "попробовали" украинское зерно. Оно горчит на вкус
Европейские фермеры "попробовали" украинское зерно. Оно горчит на вкус
Европейские фермеры "попробовали" украинское зерно. Оно горчит на вкус
Европейские фермеры получили тревожный сигнал: уже сейчас им угрожают Киев и его зерно, пишет Monde diplomatique. Если же Украина действительно вступит в ЕС, на | 04.10.2023, ИноСМИ
2023-10-04T00:23
2023-10-04T00:23
2023-10-04T13:19
le monde diplomatique
экономика
украина
европа
зерно
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e7/04/02/261884156_0:341:2989:2022_1920x0_80_0_0_1b4e28ed40d7cc26d0fdc31c3cd2933b.jpg
В то время как Москва вышла из сделки по украинским зерновым, поставив тем самым поставки под угрозу, Брюссель пытается сохранить безопасные "коридоры", не позволяя некоторым странам-участницам закрыть свои границы для киевского экспорта. На фоне продолжающегося конфликта этот кризис предвещает возможные последствия ускоренного вступления Украины в Европейский Союз.Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram12 мая 2022 года Брюссель принял решение о своего рода экстренном объединении Киева с "Европой 27" (то есть с Евросоюзом, состоящим из 27 государств-членов. — Прим. ИноСМИ). Еврокомиссия объявила о создании "коридоров солидарности", которые позволяют обойти частичную блокаду черноморских портов, — ранее через них проходило 90% украинского сельскохозяйственного экспорта. Заявленная цель ЕК — дать зерновым возможность попасть на свои традиционные рынки в Северной Африке и на Ближнем Востоке, чтобы гарантировать глобальную продовольственную безопасность и поддержать украинскую экономику. В связи с этим Еврокомиссия призвала "участников рынка ЕС в срочном порядке предоставить необходимое оборудование, транспортные средства, баржи и суда", а также "продемонстрировать гибкость, оперативность и стойкость для обеспечения функционирования транспортных маршрутов и цепочек поставок".Между странами Европейского союза и Украиной неожиданно были отменены таможенные пошлины и сборы. Брюссель призвал восточные государства-члены сократить пограничные формальности до строгого минимума и нарастить возможности по хранению зерна. Взаимосвязь транспортных сетей и пропускная способность перевалочных терминалов быстро усилились. Спустя год, в мае 2023 года, ЕС объявил, что по новым маршрутам было экспортировано 38 миллионов тонн сельскохозяйственных товаров, в основном зерновых и масличных культур. Союз преисполнился решимости укреплять систему после того, как в июле Россия решила выйти из соглашения по украинским зерновым, которое позволяло отправлять грузы через Черное море. "Мы абсолютно обязаны улучшить и укрепить „коридоры солидарности“, идущие через Европу", — заявил 26 июля Луис Планас (Luis Planas), министр сельского хозяйства Испании, которая недавно приняла председательство в Совете ЕС.Но, празднуя этот успех, многие старательно упускают из виду побочных жертв такой системы. 23 мая фермеры из Венгрии, Румынии, Польши и Словакии провели демонстрацию в Брюсселе, чтобы предупредить Еврокомиссию о том, что "коридоры солидарности" не особенно "прочны". Сотни тысяч тонн кукурузы и пшеницы "всплыли" на теоретически защищенном рынке. Силосные ямы и склады оказались забиты, что привело к резкому падению цен на урожай. В конце апреля стоимость пшеницы в Венгрии снизилась на 31% по сравнению с прошлым годом, а на кукурузу — на 28%. Причиной стала медлительность ЕС в принятии решений, которая привела к задержке открытия железнодорожного коридора и заблокировала значительную часть зерна в регионе. Как поясняет Тамаш Петёхази (Tamás Petöházi), президент Национальной ассоциации производителей зерна, к весне 2022 года "4-5 миллионов тонн украинского зерна находились в Венгрии. Начиная с осени спрос на местную продукцию рухнул, поскольку все покупатели переключились на украинскую кукурузу, пшеницу и ячмень". Петёхази ожидает дальнейшего уменьшения "спроса на венгерскую продукцию".Будапешт осуждает непродуманный и навязанный странам-участницам ЕС механизм. "Демпинг украинского зерна сделал невозможным выживание фермеров, поскольку последние лишились традиционных национальных и европейских рынков сбыта", — говорится в пресс-релизе Министерства сельского хозяйства государства в достаточно расплывчатых выражениях. "Создание „коридоров солидарности“ было продиктовано благими намерениями, — объясняет в онлайн-интервью глава ведомства Иштван Надь (István Nagy), — но потом на рынке появились жаждущие прибыли „зерноторговцы“, которые воспользовались наличием украинского зерна, продаваемого за полцены, которое они хранили в Венгрии и соседних странах".Интересы крупного бизнесаНо кто выпустил на рынок зерновые, которые должны были лишь пройти транзитом? Мари-Клод Морель (Marie-Claude Maurel), директор по исследованиям Высшей школы социальных наук (EHESS), заявила: "Это перевозчики, грузоотправители, все крупные торговые компании, представляющие международный агробизнес. В 2010-2020-х годах они создавали на Украине мощные комплексы по переработке пшеницы, производимой сельскохозяйственными группами. Очень большие хозяйства, дальние наследники совхозов, были преобразованы иностранными, европейскими и американскими инвесторами. Последние взяли под контроль важные зерновые культуры, которые выращиваются в чрезвычайно благоприятных условиях благодаря высокому уровню автоматизации. Это не совсем обычная конкуренция, поскольку в принципе европейский внутренний рынок защищен".До начала конфликта Киев экспортировал в Евросоюз очень мало пшеницы — около полумиллиона тонн в год — в основном по морю в Испанию и Италию, но не в Центральную Европу. По данным консалтинговой компании Tallage, благодаря открытию сухопутных маршрутов в период с июля 2022 по июль 2023 года Украина поставила 800 тысяч тонн пшеницы в Польшу, 800 тысяч тонн в Румынию и 250 тысяч тонн — в Венгрию.Эти потоки поступали в Центральную Европу неравномерно. Польша, например, импортировала в десять раз больше украинской кукурузы, чем обычно (1,4 миллиона тонн) и в итоге получила огромный избыток в 600 тысяч тонн из-за очень хорошего местного урожая. С другой стороны, в Венгрии украинская кукуруза стала спасением после катастрофической жатвы — как количественно, так и качественно. Значительная часть венгерской продукции оказалась непригодной даже для корма животных, и ее пришлось пустить на производство биотоплива. "Украинское зерно спасло мою компанию, — говорит Золтан Ренг (Zoltán Reng), генеральный директор компании Hungrana Zrt, которая является одной из лидеров в локальном сельскохозяйственном секторе. — С апреля 2022 года мы начали программу импорта с Украины, которая также была поддержана государством". Его слова резко контрастируют с новыми клеветническими заявлениями, которые проправительственные СМИ обрушивают на украинцев, уже представленных в качестве разжигателей конфликта, а теперь получивших ярлык "отравителей".Георгий Раско (M. György Raskó), специалист по венгерскому сельскому хозяйству, отмечает, что "Брюссель придерживается своей версии о „коридорах солидарности“", но при этом "украинские поставщики очень заинтересованы идеей экспорта на европейский рынок, и это вполне понятно. Для них это гораздо выгоднее и менее рискованно". Это подтверждает и Бенуа Файо (Benoît Fayaud), аналитик сельскохозяйственного рынка: "Европейские фермеры всегда имели дело с косвенной конкуренцией со стороны Киева, например, на рынках Северной Африки. Но с началом конфликта украинские посредники сразу же стали стремиться перепродавать продукцию на восточноевропейских рынках".В середине апреля 2023 года государства Центральной Европы выступили против Брюсселя и его исключительной юрисдикции в области торговой политики. Первой закрыла свои границы и "коридор" Польша. Ее национал-консервативные власти, горячо поддерживающие Украину, за полгода до выборов в законодательные органы не смогли добиться понимания со стороны фермерского сообщества. За ними в тот же день последовала Венгрия, затем Словакия и Болгария. Президент Владимир Зеленский осудил такие "протекционистские и даже жестокие меры" 9 мая в Киеве вместе с председателем ЕК Урсулой фон дер Ляйен. В письме, направленном в середине апреля нежелающим принимать меры державам, она заявила, что "односторонние меры могут сыграть на руку только противникам Украины".Однако в пресс-релизе от 2 мая Комиссия признала, что "исключительные обстоятельства подрывают экономическую устойчивость местных производителей", и пообещала выделить второй пакет помощи в размере 100 миллионов евро после первоначально направленных 56,3 миллиона евро в марте. Что еще более важно, в обмен на открытие границ ЕС согласился разрешить отправлять такие культуры, как пшеница, кукуруза, рапс и семена подсолнечника с Украины, на циркулирование в рамках общей системы таможенного транзита в Венгрии, Польше, Словакии и Болгарии. Хотя эта продукция по-прежнему не будет облагаться таможенными пошлинами и сборами, она сможет проходить через указанные территории только транзитом и не будет храниться и продаваться там. Иными словами, в этих четырех государствах реализуется оригинальный принцип "коридоров солидарности". Однако Еврокомиссия при этом предупредила, что речь идет об "исключительных и временных профилактических мерах". О том, что интересы фермерского сообщества расходятся, свидетельствует тот факт, что запрет на импорт сельскохозяйственных товаров вызывает разногласия в Венгрии. Фермеры, которые занимаются выращиванием зерновых, почувствуют облегчение, однако производители биотоплива и, прежде всего, Национальная ассоциация производителей зерна указывают на нехватку кукурузы и будущие трудности, с которыми столкнутся компании, занимающиеся выпуском кормов.Разве "коридоры солидарности" предназначены только для того, чтобы обеспечить транспортировку товара на традиционные рынки Киева в Северной Африке и на Ближнем Востоке? Разве украинские производители не ищут также новые места сбыта в Европе? Комиссия признает лишь наличие логистической проблемы "узких коридоров", которые привели к накоплению урожая, но не структурной природы этого явления, хотя "коридоры" ускоряют процесс либерализации всего импорта с Украины, который был назначен на весну 2022 года. Мари-Клод Морель добавила: "Есть все основания полагать, что за этим кризисом стоят скрытые интересы крупных торговцев, которые только дергают за ниточки. Перспектива вступления Украины в Европейский союз ставит вопрос о конкуренции как нельзя более остро. Это тревожный сигнал".Золотой век субсидийФермеры в Центральной Европе опасаются, что чрезвычайные меры и "временное" объединение с Украиной станут первым шагом к быстрой интеграции в единый рынок. При нынешнем положении дел им будет трудно конкурировать с гигантскими фермерскими хозяйствами на исключительно качественных, использующих сверхинтенсивную обработку землях, даже если на последние будут распространяться гораздо более жесткие экологические ограничения со стороны ЕС. Брюссель уже занимается вопросами организации конкуренции: он создал цифровую платформу, которая связывает украинских торговцев с логистическими компаниями. Появляются и частные предложения. По сообщениям украинских СМИ, солидарная с Киевом фирма Rail Cargo Austria при поддержке ЕК запустила приложение GrainLane. Оно объединяет "украинских производителей с европейскими и африканскими покупателями и розничными торговцами, которые до конфликта часто не имели коммерческих отношений". С помощью нескольких щелчков мыши можно бесплатно заключать сделки, а за определенную плату — организовывать перевозки."Европейский союз и Украина взаимно заинтересованы в заключении соглашения о свободной торговле. Это перевернет рынки с ног на голову, и здешние фермеры знают об этом не понаслышке после целого года существования „коридоров“", — сказал Раско. Как глава крупного хозяйства площадью 2,2 тысячи гектаров, которое использует кукурузу с Украины, он не видит в этом ничего плохого и сглаживает существующие трудности: "С 2004 года мы переживаем золотой век благодаря субсидиям в рамках Единой сельскохозяйственной политики (ЕСХП), не сталкиваясь при этом с конкуренцией, — отметил он. — Нам придется стать более продуктивными или разнообразить производство". Сегодня Министерство сельского хозяйства Венгрии заверяет, что "коридор солидарности" продолжает действовать, но отныне, как и в Польше, все въезжающие в страну автоколонны будут контролироваться, пломбироваться и тщательно отслеживаться до момента их выезда из государства. "Сигнальный выстрел" был достаточно громким.Автор: Корентен Леотар (Corentin Léotard)
/20230928/evrosoyuz-265870766.html
/20230922/zerno-265787252.html
/20230721/ukrainskoe_zerno-264503571.html
украина
европа
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2023
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e7/04/02/261884156_258:0:2989:2048_1920x0_80_0_0_c8ee2fa9c8b026254707a8f614d7735f.jpgИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
le monde diplomatique, экономика, украина, европа, зерно