Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Торговый конфликт США и Китая выходит на новый уровень

© AP Photo / Alexander F. YuanПрезидент компании BYD Ван Чуаньфу представляет гибридный седан BYD Qin на автосалоне в Пекине
Президент компании BYD Ван Чуаньфу представляет гибридный седан BYD Qin на автосалоне в Пекине - ИноСМИ, 1920, 20.05.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Введенные на прошлой неделе Соединенными Штатами штрафные пошлины на ряд товаров из Китая ознаменовали очередной этап разворачивающейся торговой войны между двумя гигантами мировой экономики. Объявленные президентом Байденом меры включают стопроцентные пошлины на произведенные в Китае электромобили. Кроме того, в этот список входят солнечные панели, портовые краны, медицинские продукты, полупроводники, сталь и алюминий, а также литиевые батареи на общую сумму в 18 миллиардов долларов. На эти продукты устанавливается пошлина в размере 25-50 процентов. Президент США Байден заявил, что принятые меры являются адекватным ответом на перепроизводство электромобилей в Китае. Западные СМИ сообщают, что Китай производит 30 миллионов электромобилей в год, однако продажи внутри страны не превышают 23 миллионов единиц.
Аналитики отмечают, что решение Байдена вписывается в логику нарастающего геополитического конфликта между Китаем и США. Согласно немецкому Manager Magazin, резкое увеличение таможенных пошлин свидетельствует о намерении США отгородиться от широкого спектра товаров из Китая, в том числе в ряде стратегически важных отраслей. По мнению наблюдателей, это решение выведет на новый уровень конфронтацию двух крупнейших экономик мира.
Источники в Белом доме сообщают, что решение готовилось давно, его цель – остановить поток дешевых субсидированных китайских товаров, захлестнувших рынок США, а также поддержать развитие американского сектора зеленых технологий. Одновременно в Белом доме заявили, что рассчитывают сохранить стабильные торговые отношения с Китаем и не ожидают жестких ответных мер. Администрация Байдена уже вложила десятки миллиардов долларов в индустрию по производству чипов, инфраструктуру и промышленное производство у себя в стране. С этой целью были, в частности, приняты законы по борьбе с инфляцией и производству чипов (Inflation Reduction Act, Chips Act).
Президент Байден пошел на этот шаг, желая перехватить протекционистскую повестку у своего конкурента на предстоящих президентских выборах Дональда Трампа, который в свое время первым ввел пошлины на китайские товары. Примечательно, что китайских электромобилей в Америке пока нет. Согласно гонконгской Asia Times, если бы их пустили на американский рынок, они бы легко вытеснили местных конкурентов даже с учетом пошлины. Так, самый бюджетный автомобиль американского производства стоит 29 тысяч долларов, в то время как китайский – 11 тысяч. К тому же, у Китая имеется достаточный набор мер, чтобы ответить на американские пошлины. Только в прошлом году компания "Дженерал моторс"продала в Китае два миллиона сто тысяч автомобилей – больше, чем в США. Тем временем китайские электромобили продолжают экспансию на мировых рынках, в том числе в Европе, в 2023 году их продажи увеличились на 70%. По мнению генерального директора компании "Тесла" Илона Маска, если не поставить торговые барьеры на пути китайских электромобилей, то они уничтожат конкурентов во всем мире.
Крупнейшая сингапурская газета на китайском языке "Ляньхэ Цзаобао" (Lianhe Zaobao) видит причину обострившейся конфронтации Китая и США в том, что КНР стала представлять экзистенциальную угрозу американской гегемонии в мире. Китай стал первым государством за 130 лет, ВВП которого превысил две трети соответствующего показателя Америки (77% в 2021 году), и это только начало. Усиление китайской конкуренции за последние 20 лет вызвало сильнейшие структурные изменения в американской экономике. При этом руководство США не среагировало своевременно на этот вызов.
Ряд аналитиков считает, что ввиду создавшейся ситуации США могут пойти в отношении китайских товаров на более радикальные шаги. Китай все чаще жалуется на дискриминационные меры со стороны США, которые нарушают правила международной торговли, установленные ВТО. Как заявил официальный представитель китайского МИД Линь Цзянь, США продолжают политизировать сферу экономики и торговли, и этот процесс начался еще во время президентства Дональда Трампа. В свою очередь Китай намерен принять все необходимые меры, чтобы защитить свои национальные интересы.
Антикитайская политика США и Евросоюза уже дала результаты: согласно лондонской "Файнэншл таймс", объем прямых иностранных инвестиций в экономику Китая упал в 2023 году на 82 процента в сравнении с предыдущим годом (с 400 до 33 миллиардов долларов), что является самым низким показателем за последние три десятилетия. Это стало тревожным сигналом для китайского руководства, премьер Госсовета КНР Ли Цян призвал членов правительства "укреплять доверие" и сосредоточиться на решении практических проблем производства.
Согласно опросу, проведенному американской торговой палатой в Шанхае, уровень оптимизма среди руководства китайских компаний снизился за год с 78% до 52%. Китаю пока не удается преодолеть последствия кризиса в сфере недвижимости и перезапустить механизм внутреннего спроса, а также вернуть доверие западных инвесторов. Все это происходит на фоне обострившегося геополитического противостояния с Соединенными Штатами и взрывоопасной ситуации вокруг Тайваня.
Кроме того, китайские власти усилили контроль за деятельностью ряда зарубежных фирм, обвинив их в сборе "чувствительной информации", что создает, по их словам, угрозу национальной безопасности КНР.
Европейские предприятия все негативнее оценивают перспективы своей работы в Китае. Среди главных проблем они называют замедление экономического роста, конкуренцию местных фирм и углубляющийся конфликт с Соединенными Штатами. Минувший 2023 год был отмечен, по мнению торговой палаты ЕС в Китае, "растущей неуверенностью" европейского бизнеса в КНР. Отмечаются также "глубокие структурные проблемы", слабый внутренний спрос, высокая задолженность регионов и продолжающийся кризис в секторе недвижимости.
Одновременно Евросоюз продолжает настаивать на "добровольном" сокращении китайского экспорта в Европу. В ходе недавней встречи в Париже глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен потребовала от председателя КНР Си Цзиньпина сократить поставки автомобилей и стали. В противном случае Евросоюз примет самые жесткие ограничительные меры. ЕС обвиняет Китай в намеренном перепроизводстве, однако, по словам Си Цзиньпина, в Китае нет проблемы "избыточных производственных мощностей".