Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Класс "Акула": как Россия построила крупнейшую подлодку в истории

TNI: АПЛ класса "Акула" стали самыми большими подлодками в истории

© РИА Новости Алексей Куденко / Перейти в фотобанкРабота завода ПО "Севмашпредприятие"
Работа завода ПО Севмашпредприятие - ИноСМИ, 1920, 02.09.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
АПЛ "Дмитрий Донской" стала последним подводным гигантом класса "Акула", пишет TNI. Ни до этой подводной лодки, ни после нее в мире не было ничего подобного.
Питер Сучу (Peter Suciu)
– АПЛ "Дмитрий Донской" (ТК-208), крупнейшая в мире и последний представитель класса "Акула", была выведена из эксплуатации в феврале 2023 года после почти 40 лет службы в рядах ВМФ России.
– Заложенная в 1976 году и введенная в эксплуатацию в 1984 году, эта подлодка была грозной силой в годы холодной войны и могла нести 20 БРПЛ РСМ-52 с разделяющейся головной частью.
– Вопреки прежним планам оставить подлодку в эксплуатации до 2026 года, она была выведена из эксплуатации и ждет утилизации.
– Это знаменует собой конец эпохи – лодки класса "Акула" были крупнейшими за всю историю подводного флота.

Прощай, эпоха: подлодка "Дмитрий Донской" выведена из эксплуатации

Крупнейшая в мире атомная подводная лодка "Дмитрий Донской" (ТК-208) была выведена из эксплуатации еще в феврале прошлого года.
Тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 "Акула" (Typhoon по классификации НАТО) был заложен в июне 1976 года и введен в эксплуатацию в 1984 году. После почти 40 лет службы он был отправлен на утилизацию.
"Подводный крейсер "Дмитрий Донской" выведен из боевого состава ВМФ России. Ожидать утилизации он будет на военно-морской базе в Северодвинске вместе с двумя другими субмаринами этого проекта", – заявил тогда глава общероссийского Движения поддержки флота Владимир Мальцев.
ТК-208 стала головным кораблем класса "Акула" третьего поколения и после 12-летнего ремонта и переоборудования, начавшегося в 1990 году, вновь вошла в строй в 2002 году под названием "Дмитрий Донской" – в честь великого князя (1359–1389 гг.) и предполагаемого основателя Москвы (так в оригинале, автору невдомек, что Москву основал Юрий Долгорукий двумя веками раньше – прим. ИноСМИ).
Ранее Москва заявляла, что подлодка прослужит минимум до 2026 года, но затем сменила курс.

Класс "Акула": лодки проекта 941

Судостроительный завод "Севмаш" построил шесть подводных лодок проекта 941, а всего их было запланировано семь. Все они несли службу в составе Северного флота. "Дмитрий Донской" был старейшим из крейсеров, но все равно оказался последним представителем своего класса.
Многоцелевая атомная подводная лодка К-561 Казань проекта 885М Ясень-М на месте постоянного базирования в губе Нерпичья в Мурманской области - ИноСМИ, 1920, 11.06.2024
Насколько мощна российская ударная подводная лодка класса “Ясень-М” на задании у берегов Флориды?В составе флотилии российского ВМФ, отправленной с официальным визитом на Кубу, находится АПЛ "Казань", относящаяся к классу "Ясень-М", пишет MWM. Эти подлодки конкурируют с лучшими мировыми аналогами и могут изменить расстановку сил в открытом океане в пользу Москвы.
TK-202, TK-12 (позже переименованная в "Симбирск") и T-13 были выведены из эксплуатации с 1996 по 2009 год и утилизированы при финансовой поддержке США. Две оставшиеся лодки – TK-17 ("Архангельск") и TK-20 ("Северсталь") – списали примерно в 2013 году.
Седьмая лодка, TK-210, была заложена, но утилизирована до завершения строительства.

"Акула": большая и мощная

С водоизмещением 48 000 тонн, длиной 175 метров, шириной 23 метра и осадкой 12 метров лодки класса "Акула" стали крупнейшими за всю историю подводного флота.
Конструктивная особенность лодки – наличие внутри легкого корпуса пяти обитаемых прочных корпусов высокого давления. При этом два из них являются основными и расположены параллельно друг другу по принципу катамарана. Вследствие этого "Акула" была шире других лодок.
Каждая лодка насчитывала 19 водонепроницаемых отсеков, включая усиленный модуль, где размещался центральный пост, а также отсек электронного оборудования. При этом ракетные шахты были вынесены впереди рубки. Сообщалось даже, что на борту имелась сауна, а также небольшой бассейн для экипажа. Огромные размеры обеспечивали комфорт 160 морякам во время затяжных "автономок", порой длившихся более четырех месяцев – нередко без всплытия на поверхность.
Проект 941 разрабатывался для противодействия подводным лодкам класса "Огайо" ВМС США, которые могли нести до 192 ядерных боеголовок по 100 килотонн. В отличие от них советские "Акулы" несли основной груз из 20 баллистических ракет подводного базирования РСМ-52, каждая из которых насчитывала до десяти разделяющихся боеголовок индивидуального наведения.
Главная силовая установка была спроектирована по блочному принципу и включала в себя два водо-водяных ядерных реактора ОК-650, две паротурбинные установки мощностью по 50 000 лошадиных сил и четыре автономные энергетические установки мощностью 3200 кВт, что обеспечивало лодке возможность развивать скорость до 22,2 узлов на поверхности и до 27 узлов под водой.
Лодки класса "Акула" могли работать на глубине до 400 метров. Они получили развитое крестообразное кормовое оперение с горизонтальными рулями, размещенными непосредственно за винтами. Передние горизонтальные рули выполнены убирающимися.
Отправка Дмитрия Донского в утиль ставит точку в истории крупнейших подводных лодок за всю историю мореплавания. Покойся с миром, "Акула"!
Питер Сучу — писатель из Мичигана. За двадцатилетнюю карьеру в журналистике опубликовал более 3 200 статей для четырех десятков журналов, газет и сайтов. Регулярно пишет о военной технике, истории огнестрельного оружия, кибербезопасности, политике и международных отношениях. Также публикуется в Forbes и Clearance Jobs
 
Популярные комментарии
Виктор Степанов
20
Точку они собрались ставить, идиоты. Не обольщайтесь. Сейчас строятся такие проекты, вам которые не исполнить еще лет сто.
Antoneg1967
20
Подлодку "Акула" является предметом гордости флота и в целом народа России!