Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Хади Кандиль: что победа Трампа значит для Центральной Азии?

Almasry Alyoum: Трамп планирует укреплять торговые отношения с Центральной Азией

© AP Photo / Steven SenneДональд Трамп перед выступлением на ленче Федерации женщин-республиканцев Нью-Гэмпшира 27 июня 2023 года в городе Конкорде, Северная Каролина.
Дональд Трамп перед выступлением на ленче Федерации женщин-республиканцев Нью-Гэмпшира 27 июня 2023 года в городе Конкорде, Северная Каролина. - ИноСМИ, 1920, 12.11.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Страны Центральной Азии ожидают перемен в отношениях с США, пишет Almasry Alyoum. По мнению автора, текущая геополитическая динамика может коренным образом изменить политику Вашингтона в отношении пяти центральноазиатских республик.
Большинство аналитических статей посвящено влиянию победы Дональда Трампа на региональные и международные державы и формированию карты его союзников и врагов, однако эта статья фокусируется на Центральной Азии и на том, что приход к власти 47-го президента Соединенных Штатов означает для лидеров этого региона. Три длинных поздравительных послания от лидеров Узбекистана, Казахстана и Кыргызстана свидетельствуют о стремлении этих стран укрепить свои отношения с Соединенными Штатами. Эти послания дают вполне четкое представление о том, чего страны Центральной Азии хотели бы увидеть от американской администрации в течение следующих четырех лет. Напомним, что эти же лидеры направили Байдену лишь краткие поздравительные послания после его победы на прошлых президентских выборах.
Ключевым показателем маргинального статуса Центральной Азии во внешней политике США является то, что ни один американский лидер пока еще не посещал этот регион и не проводил саммитов с лидерами Центральной Азии. Пять центральноазиатских республик — в отличие от других стран — почти всегда оставались в самом низу списка глобальных приоритетов Вашингтона. Все вышесказанное заставляет задаваться вопросами, которые позволили бы пролить свет на будущее отношений между пятью центральноазиатскими республиками и Соединенными Штатами. Самый важный из них: как региональные и международные события отражаются на внешней политике США по отношению к этим странам? Изменит ли исход выборов в США глобальный баланс в Центральной Азии? Каково будущее формулы "С5+1" при новой администрации Трампа?

Важность американских выборов для Центральной Азии

Президентские выборы в США всегда оказывали существенное влияние на внешнюю политику различных стран, в том числе на отношения с государствами Центральной Азии. Несмотря на историческую маргинализацию республик Центральной Азии, Соединенные Штаты активно взаимодействуют с регионом через дипломатические каналы, используя различные форматы сотрудничества. Это подчеркивает стратегическую важность Центральной Азии для Вашингтона, даже несмотря на то, что ни один президент США никогда не посещал этот регион.
Кандидат в президенты от Республиканской партии бывший президент Дональд Трамп прибывает на предвыборную вечеринку в конференц-центре Палм-Бич 6 ноября 2024 года - ИноСМИ, 1920, 12.11.2024
Кто есть кто в новой администрации ТрампаВыяснилось, кого Трамп намерен назначить на ключевые посты в своей будущей администрации, пишет Bloomberg. Среди выбранных им людей присутствуют как хорошо известные политики, так и практически незнакомые широкой публике лица.
Пять центральноазиатских республик предпочитают проводить диверсифицированную внешнюю политику и активно развивать сотрудничество с разными странами. Они пристально следили за президентскими выборами в США, поскольку те могут повлиять на отношения между Центральной Азией и Вашингтоном. Во время первого президентского срока Дональда Трампа была принята "Стратегия США для Центральной Азии на 2019-2025 годы: укрепление суверенитета и экономического процветания", направленная на укрепление независимости стран региона, содействие их экономическому развитию и обеспечение стабильности. Пристальное внимание уделялось развитию торговых отношений, поддержанию стабильности и усилению американского присутствия в Центральной Азии.
Другая причина, по которой Центральная Азия внимательно следила за президентскими выборами в США, — это важность диалоговой платформы "C5+1". Эта площадка была запущена в 2015 году во время президентства Барака Обамы. Она предусматривает регулярные встречи министров иностранных дел пяти стран Центральной Азии и США. Эта инициатива стала важным шагом в развитии дипломатического сотрудничества, направленного на решение ключевых вопросов в области безопасности, экономики и окружающей среды.
На полях сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке (2023 г.) состоялся первый в истории саммит лидеров стран Центральной Азии и США во главе с Джо Байденом в формате "C5+1". Он ознаменовал начало нового этапа сотрудничества между республиками Центральной Азии и Вашингтоном. По завершении саммита была принята итоговая декларация, в которой рассматривались актуальные глобальные и региональные проблемы и определялись ключевые направления будущего сотрудничества.
Соединенные Штаты предоставили государствам Центральной Азии более девяти миллиардов долларов прямой помощи для "поддержки мира и безопасности, демократических реформ и экономического роста, а также для удовлетворения гуманитарных потребностей". Со своей стороны, частный сектор США инвестировал более 31 миллиарда долларов в коммерческие предприятия в регионе, создав тысячи рабочих мест и внеся свой вклад в экономическое развитие пяти республик.

Интерес избранного президента США к Центральной Азии

Соединенные Штаты считают стратегически важными свое взаимодействие с пятью центральноазиатскими республиками, расположенными в "сердце" всего евразийского континента. У Трампа на следующие четыре года есть следующие важные цели:
— Безопасность и усиление военного присутствия: Соединенные Штаты стремятся усилить свое влияние путем размещения военных баз в странах Центральной Азии. После терактов 11 сентября 2001 года в регионе были развернуты две американские военные базы. Первая — Карши-Ханабад в Узбекистане, которую США использовали для транспортных и логистических задач. В 2005 году узбекские власти потребовали от США вывести с нее свой контингент. А вторая — Манас в Кыргызстане, откуда американцы ушли в 2015 году. После того, как США вывели свои войска из Афганистана в 2021 году, они загорелись идеей создать новые базы в пяти центральноазиатских республиках, чтобы заполнить вакуум, образовавшийся после сокращения американского присутствия в регионе.
— "Карта давления": стратегическое значение Центральной Азии для Соединенных Штатов возросло в свете подъема региональных и международных держав. Речь в первую очередь идет о Китае и России, а также о Турции и Иране, рассматривающих республики Центральной Азии как естественное продолжение своего культурного наследия.
— Стратегическое значение "сердца мира": Центральная Азия — регион, расположенный на стратегическом и торговом перекрестке между Европой и Азией. Она является важным энергетическим центром благодаря огромным запасам нефти, газа и других природных ресурсов, а также своему стратегическому географическому положению.
— Усиление взаимодействия США со странами Центральной Азии: Трамп продолжит усилия предыдущих американских администраций по установлению более тесных связей со странами региона. В частности, речь идет о шести ключевых принципах, изложенных в "Стратегии США для Центральной Азии". Первый заключается в поддержке и укреплении суверенитета и независимости государств Центральной Азии. Второй — сокращение террористических угроз. Третий — расширение и продолжение поддержки и стабильности в Афганистане. Четвертый — содействие развитию связей между Центральной Азией и Афганистаном. Пятый — содействие реформированию системы верховенства закона и соблюдению прав человека. И, наконец, шестой — содействие США инвестициям и развитию в Центральной Азии.
— Открытое противодействие инициативе "Один пояс — один путь": Китай назван наиболее важным вызовом для Вашингтона в "Стратегии национальной безопасности США от 2021 года". Учитывая тот факт, что страны Центральной Азии являются частью китайской инициативы "Один пояс — один путь", Трамп, как и его предшественник [Джо Байден], будет проводить политику, направленную на ограничение влияния Пекина в этом регионе.

Будущее отношений США с пятью центральноазиатскими республиками

Главной точкой отсчета в отношениях США со странами Центральной Азии остается формула "C5+1", действующая с начала 2000-х годов, когда президент Джордж Буш-младший начал проводить встречи с главами центральноазиатских республик (за исключением Туркменистана, который присоединился позже), чтобы оценить перспективы стран, на которых большое влияние оказывал СССР, и найти причины конфликтов, вспыхнувших после терактов 2001 года. Но именно бывший президент США Барак Обама разработал формулу, на которую опирался Байден во время встречи с лидерами стран Центральной Азии в 2023 году.
Ожидается, что Трамп обновит эту формулу и сконцентрируется на укреплении экономического сотрудничества и обеспечении региональной безопасности. В этом случае особое внимание будет уделяться созданию благоприятных условий для американских инвесторов, а также продолжению политики, направленной на поддержание стабильности в регионе и преодолению новых вызовов. У Трампа может быть более прагматичный подход, чем у Байдена. Вероятнее всего, он сосредоточится на вопросах безопасности и экономических выгодах для обеих сторон.
Основные направления внешней политики США на ближайшие четыре года еще не определены. Напомним, что во время своей предвыборной кампании Трамп ни словом не обмолвился о странах Центральной Азии. Но можно предположить, что он попытается продавить проведение экономических реформ в интересах США. Большое внимание будет уделено укреплению торговых отношений с центральноазиатскими республиками, развитию транспортно-логистической инфраструктуры и цифровизации экономики, что позволит странам Центральной Азии более активно участвовать в мировой экономике. Другими словами, страны Центральной Азии могут рассматривать победу Дональда Трампа как возможность для укрепления отношений с Соединенными Штатами. Трампу нет дела до прав человека и распространения демократии в этих странах. Маловероятно, что он продолжит продемократические усилия Байдена, усилившие напряженность между США и лидерами пяти центральноазиатских республик.
Отношения между Трампом и Путиным могут стать важным фактором, определяющим будущее отношений США со странами Центральной Азии. Если Трамп будет стремиться к снятию напряженности в отношениях с Россией, то это снизит значение Центральной Азии для внешней политики Вашингтона. Соединенные Штаты перестанут использовать этот регион в качестве "рычага давления" на Москву, что даст ему возможность диверсифицировать свои международные отношения и не учитывать поляризацию между Востоком и Западом.

Заключение

Уже более тридцати лет страны Центральной Азии проводят диверсифицированную внешнюю политику, ориентированную на установление прагматичных отношений с региональными и международными державами. Такой подход позволяет пяти центральноазиатским республикам выстраивать сбалансированные отношения с различными мировыми державами, повышает их экономическую гибкость, безопасность и усиливает позиции на международной арене. Он также позволяет странам Центральной Азии быстрее реагировать на глобальные вызовы и эффективно адаптироваться к меняющимся геополитическим условиям.
После победы Трампа на президентских выборах 2024 годастраны Центральной Азии, скорее всего, ожидают перемен. Хотя этот регион не был в числе ключевых приоритетов для 46 американских президентов, текущая геополитическая динамика — с учетом стратегического соперничества с региональными и международными державами и продолжающейся войны в регионе — может изменить политику Вашингтона в отношении пяти государств Центральной Азии.