Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
У Путина в Арктике гораздо больше ледоколов, чем у США. Насколько реалистичны претензии Трампа на Гренландию?

Telegraph: Трамп претендует на Арктику, но у России ледоколов гораздо больше

© РИА Новости Владимир Вяткин / Перейти в фотобанк"Арктика" - первый в мире ледокол, дошедший до Северного полюса, преодолев льды в свободном плавании.
Арктика - первый в мире ледокол, дошедший до Северного полюса, преодолев льды в свободном плавании. - ИноСМИ, 1920, 23.01.2025
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Претензии Дональда Трампа на Гренландию и влияние США в Арктике ничем не подкреплены, пишет The Telegraph. У Америки есть всего два ледокола, тогда как Россия — единственная в мире страна, обладающая военными кораблями ледового класса. И северный регион она считает одним из своих приоритетов.
Дэвид Экс (David Axe)
Российская судостроительная промышленность так до конца и не оправилась от краха после холодной войны, и ее пострадавший на Украине флот не может похвастаться новыми военными кораблями (во всяком случае, так очень хочется думать автору статьи, — прим. ИноСМИ). Но те, что он все же строит, весьма красноречиво говорят о его возможностях и приоритетах.
Эти приоритеты простираются далеко на север — к арктическим льдам, которые стремительно тают. Из пяти новых кораблей, введенных в эксплуатацию ВМФ России в 2024 году, три — патрульный корабль проекта 23550, ледокол проекта 22220 и подлодка класса “Ясень” — разработаны специально для службы в Заполярье.
На протяжении почти миллиона лет воды к северу от современной России были покрыты льдом круглый год. Это начало меняться с наступлением промышленной эпохи и накоплением в атмосфере выбросов углерода, которые улавливают тепло и приводят к парниковому эффекту.
Сегодня отдельные части российского Северного морского пути (который, как и канадский собрат под названием Северо-Западный проход, соединяет Атлантический океан с Тихим) полностью свободны ото льда в теплые месяцы. И льды в принципе моложе и тоньше, чем прежде, — на всем его протяжении.
Президент США Дональд Трамп - ИноСМИ, 1920, 22.01.2025
Гренландию в сторону. Россия и Китай — приоритетные направления политики ТрампаПока мир грустит над угрозами США о присоединении Гренландии и Канады, Трамп не считает эти вопросы первостепенными, пишет JB Press. Главные пункты его внешнеполитической повестки — переговоры с Москвой для прекращения помощи Киеву и с Пекином для остановки потока китайских товаров, уверен автор статьи.
“По мере таяния льдов более короткие морские пути с соответствующими портами и открывающиеся для добычи природные ресурсы подхлестнули новый интерес к региону, который еще недавно считался недоступным”, — пояснил Арктический институт в Вашингтоне, округ Колумбия.
Российский флот готовится к конфликту, который неизбежно последует за более активной эксплуатацией Арктики. У русских уже и так имелся крупнейший в мире ледокольный флот, однако в 2024 году они пополнили его состав новым атомным ледоколом проекта 22220 “Якутия”.
Четвертый из семи запланированных судов своего проекта, “Якутия” поистине огромна: длиной 174 метра от носа до кормы и водоизмещением более 33 000 тонн. Корабль оснащен двумя ядерными реакторами, которые в совокупности выдают целых 81 000 лошадиных сил. Однако для такой колоссальной мощности “Якутия” не особенно быстра: максимальная скорость на открытой воде составляет всего 22 узла. Но корабль и не создавался для скорости на открытой воде: его стихия — ломать лед в течение длительных периодов времени.
“Якутия” и ее близнецы проекта 22220 — крупнейшие и мощнейшие ледоколы в мире, но они не вооружены. Для реальных боевых действий в Арктике российский флот намерен задействовать новые ледоколы проекта 23550, и первый из них, “Николай Зубов”, был спущен на воду в конце прошлого года.
При длине всего 114 метров и сравнительно скромном водоизмещении в 8500 тонн, корабли проекта 23550 не такие неповоротливые громады, как проекта 22220. Однако с обычными двигателями они развивают скорость не больше 18 узлов.
Тем не менее, они, безусловно, — самые тяжеловооруженные корабли ледового класса в мире, с 76-миллиметровой пушкой, рядом орудий меньшего калибра, ракетными комплексами “земля-воздух” типа “Игла” или “Верба” и местом для восьми контейнерных установок для запуска крылатых ракет “Калибр”.
Здание Конгресса США на Капитолийском холме в Вашингтоне - ИноСМИ, 1920, 14.01.2025
"Сделаем Гренландию снова великой": однопартийцы Трампа представили законопроект о покупке Гренландии Группа конгрессменов представила законопроект, разрешающий Трампу начать переговоры о покупке Гренландии, передает Fox News. Ранее был составлен аналогичный документ, позволяющий приобрести для США Панамский канал.
Это что касается надводных судов, которыми Москва пополнила свою арктическую флотилию в прошлом году. Однако основная нагрузка по патрулированию ледяных вод в российском флоте по-прежнему возложена на атомные подводные лодки. В 2024 году Россия ввела в эксплуатацию пятую подводную лодку с крылатыми ракетами класса “Ясень” под названием “Архангельск”.
При длине 140 метров и водоизмещении 13 700 тонн в подводном положении, “Ясени” развивают скорость минимум в 30 узлов с полезной нагрузкой в 32 “Калибра” (или других ракет, включая хваленые гиперзвуковые “Цирконы”). Подводные лодки подготовлены для подледной работы и могут пробивать более тонкий покров, чтобы достичь поверхности.
Пополнение арктических сил целыми тремя кораблями для России — приятное исключение на фоне общего состояния ее флота, весьма плачевного. Кроме них в 2024 году в эксплуатацию вводились лишь ракетные корветы — небольшие боевые корабли ближнего действия, которые стремительно становятся рабочей лошадкой российского флота.
Всего в составе ВМФ России числится более 350 судов, однако крупных океанских кораблей из них менее 150. Остальные 200 с лишним — корветы и патрульные катера, которые годятся лишь для прибрежных операций.
У российских верфей трудности с комплектующими: неоткуда брать большие морские двигатели, необходимые для завершения строительства крупных неатомных судов. Еще несколько лет тому назад большинство крупнейших морских двигателей России поставляли украинские фирмы. Нет нужды объяснять, что Киев такой экспорт больше не дозволяет.
Однако поскольку российские ледоколы используют ядерную тягу, в некотором смысле это облегчает задачу российской промышленности. Можно даже сказать, что русские строят военные корабли ледового класса не потому, что они им понадобятся — а просто потому, что могут.
Однако, как бы то ни было, Россия — единственная страна с атомными ледоколами и единственная с военными кораблями ледового класса. У США всего два ледокола, оба с обычными двигателями, невооруженные и принадлежат Береговой охране. Одному из них больше полувека, а на другом недавно приключился пожар. Прямо сейчас Береговая охрана приобретает в дополнение к ним коммерческий ледокол, чтобы заткнуть брешь до 2030-х, пока не будет готов запланированный флот из трех ледоколов типа Polar Security Cutter.
Тактико-специальные учения офицерского состава сухопутных и береговых войск Северного флота РФ - ИноСМИ, 1920, 07.01.2025
Впереди серьезная война с Россией в Арктике, к которой НАТО не готов. По мнению экспертов, войска альянса не выдержат в тяжелых условияхСтраны НАТО готовятся воевать с Россией в Арктике, пишет The Sun. Однако войска альянса, в отличие от российских, не способны действовать в суровых климатических условиях. Военнослужащие попросту не доживут до первого боя, признаются эксперты.
Корабли класса Polar Security Cutter, как и большинство других судов Береговой охраны, рассчитаны лишь на легкое артиллерийское вооружение и будут серьезно уступать российскому проекту 23550.
В составе же Королевского флота Великобритании имеется и вовсе лишь один-единственный ледокол с обычным двигателем (Protector или “Защитник”), вооруженный всего несколькими пулеметами. Однако в состав экипажа Protector входит отряд Королевской морской пехоты, включая бойцов элитного подразделения, прошедших горную подготовку, — это ведущие британские эксперты по арктической войне.
Кроме того, и у США, и у Великобритании есть атомные ударные подводные лодки, которые более чем сопоставимы с российскими. Так что у путинского флота есть достойные соперники на Крайнем Севере. Тем не менее, нельзя не отметить, что озвученные президентом Дональдом Трампом претензии на Гренландию явно не подкреплены убедительными возможностями и должным военным превосходством.