https://inosmi.ru/20250208/ledokol-271758499.html
Арктический провал Трампа. США нужны ледоколы — но строить их негде
Арктический провал Трампа. США нужны ледоколы — но строить их негде
Арктический провал Трампа. США нужны ледоколы — но строить их негде
Дональд Трамп планирует заказать 40 больших ледоколов, но американская судостроительная промышленность уже несколько десятилетий пребывает в упадке, пишет WSJ... | 08.02.2025, ИноСМИ
2025-02-08T20:58
2025-02-08T20:58
2025-02-08T20:58
the wall street journal
сша
россия
арктика
дональд трамп
нато
северный морской путь
оон
флот
ледокол
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/25065/25/250652582_0:160:3073:1888_1920x0_80_0_0_79bf37c843e914e02696289a2fe68bbb.jpg
Георгий КанчевКорабль Polar Star (“Полярная звезда”) Береговой охраны США — это гигантское судно весом 13 тысяч тонн, способное пробивать арктический лед толщиной более 6 метров. Но это единственный по-настоящему всепогодный американский ледокол для круглогодичной эксплуатации, и ему скоро стукнет полвека.В ускоряющейся глобальной гонке в Арктике ледоколы — важнейший инструмент для открытия торговых путей, добычи ресурсов и демонстрации военной мощи. США и их союзники значительно отстали от России, а Китай стремительно набирает обороты благодаря крупнейшей в мире судостроительной отрасли.Президент Трамп дал понять, что хочет вернуть Арктику на первое место в списке американских приоритетов. Он заявил, что США необходимо взять под контроль Гренландию ради национальной безопасности, и пообещал, что Береговая охрана расширит свой ледокольный флот.“Мы собираемся заказать штук 40 больших ледоколов для Береговой охраны. Немаленьких”, — заявил Трамп в прошлом месяце.Но сделать это будет непросто. США уже много лет не могут построить даже одного ледокола для проводки других судов через льды. Даже если Трампу удастся собрать политическую волю и средства на столь масштабное строительство, США придется вдохнуть новую жизнь в свою захиревшую судостроительную промышленность, которая пребывает в упадке уже несколько десятилетий.Между тем у России уже имеется 40 ледоколов, и строятся новые гигантские атомоходы. Китай находится в 1 500 километрах от Полярного круга, однако и у него имеется целых четыре ледокола. По словам экспертов, его первый отечественный атомный ледокол может быть представлен уже в этом году.В последние годы на Россию обрушилась целая вереница неудач. Санкции из-за конфликта на Украине ограничили ей доступ к комплектующим и технологиям, необходимым для строительства ледоколов, — в частности, двигательным установкам и радиолокационному оборудованию. Строящийся атомный ледокол под названием “Россия” отстал от графика на три года. Но у Москвы сохраняется огромное преимущество и накоплен большой опыт работы в Арктике.Как и в других областях, Россия активно привлекает инвестиции и технологическую поддержку Китая, еще больше подогревая интерес Пекина к Заполярью. Один из своих последних ледоколов китайская верфь построила всего за два года. Хотя новый американский ледокол принадлежит к более тяжелому классу, чем китайское судно, строительство началось лишь недавно, спустя целых пять лет после заключения контракта.Ломая толстый арктический ледЛедоколы незаменимы для поддержания присутствия в Арктике. Даже несмотря на глобальное потепление, открывающее новые фарватеры, регион остается практически недоступным для судов без ледокольного сопровождения в течение всего летнего периода, за исключением одного или двух месяцев.Судоходство вокруг Гренландии, крупнейшего острова в мире, по-прежнему опасно из-за тяжелых ледовых условий. На острове находится одно из крупнейших в мире неразработанных месторождений цинка в Заполярье, но фьорд, где оно располагается, почти весь год затянут льдом.“Без ледоколов мы не сможем даже добраться до местности, не говоря уже о том, чтобы добиться там постоянного присутствия”, — сказала старший советник по арктической политике береговой охраны США Шеннон Дженкинс, которая курирует ледокольный вопрос.Ледовый класс — один из параметров судна, показывающий его способность находиться в море в зависимости от тяжести ледовых условий. По американской классификации для самого толстого льда предназначены суда класса Polar. У России имеется семь тяжелых ледоколов этого класса. По данным консультационной компании Arctic Marine Solutions, у США и их союзников их в общей сложности четыре, однако их средний возраст — 46 лет.Характерная форма полярных ледоколов позволяет им “наезжать” носом на лед и ломать его весом судна. Битый лед обычно заталкивается под прилегающий сплошной, оставляя за судном коридор чистой воды.Ледоколы имеют усиленный корпус, который добавляет судну веса, и мощный двигатель. Если на обычных судах приоритет отдается топливной эффективности над мощностью, то с ледоколами эта математика не работает: им необходима огромная мощь, чтобы пробиваться сквозь льды.Американский ледокол Polar Star был спущен на воду еще в 1976 году и превысил проектный срок службы почти на 20 лет, явствует из прошлогоднего доклада Бюджетного управления Конгресса. Второй ледокол, Healy (“Хили”, в честь капитана Майкла Хили), значительно моложе (введен в эксплуатацию в 1999 году), но и лошадиных сил у него вполовину меньше.У Канады с ее арктическим побережьем протяженностью 160 тысяч километров всего два тяжелых ледокола и еще два на стадии строительства. За последнее десятилетие канадцы также построили пять арктических патрульных кораблей — эти вооруженные суда также могут пробиваться сквозь льды.Европейские страны (включая Финляндию, Швецию, Великобританию и Германию, все — члены НАТО) могут в совокупности предложить еще 13 ледоколов, способных работать в Арктике, по данным самих стран и Арктического института.Американская битва за строительство ледоколовСтроить ледоколы в принципе накладно и сложно, и США этим не занимались со времен Polar Star. Вашингтон заключил контракт на строительство нового тяжелого ледокола Polar Sentinel (“Полярный страж”) в 2019 году. Однако ожидается, что первое судно этой серии (а всего запланировано три) будет готово лишь после 2030 года. Бюджетное управление Конгресса оценивает стоимость трех кораблей в 5,1 миллиарда долларов — на 60% выше первоначальной сметы.Американская ледокольная программа так сильно отстает от российской еще и потому, что после холодной войны Арктика перестала быть для США приоритетом. Ситуация начала выправляться лишь примерно десять лет назад, подчеркнула директор Полярного института при Центре Вильсона в Вашингтоне Ребекка Пинкус.Однако запросу на строительство ледоколов мешают скромные бюджеты Береговой охраны и отсутствие политической воли, сказала Пинкус, которая разрабатывала арктическую политику для Береговой охраны и Министерства обороны. Береговую охрану вообще “футболили” из ведомства в ведомство, пока, наконец, ее не взяло под свое крыло Министерство внутренней безопасности.“А после терактов 11 сентября интересы внутренней безопасности были очень далеки от ледоколов”, — сказала она.Россия же в последние десятилетия уделяла региону значительно больше внимания — во многом потому, что от него зависит экономика страны. По данным Международного энергетического агентства, на Арктику приходится более 80% добычи российского природного газа и около 20% нефти. Штаб-квартира крупнейшего в мире производителя никеля также находится в Заполярье, в бывшем ГУЛАГе. Россия развивает Северный морской путь, который соединяет Азию с Европой, для вывоза сырья на рынки и разработки морских энергетических месторождений.Наверстать упущенное Америке мешает внутренний кризис судостроения. По данным ООН, за последние три года Китай построил 47% всех мировых судов, а США — лишь 0,1%. Отсутствие коммерческого судостроения ведет к разладу каналов поставок и для военных судов: как правило, они строятся с опозданием и превышением бюджета, а верфи страдают от кадрового голода, нерентабельности, отсутствия инвестиций и других трудностей.Мика Ниеминен, генеральный директор финской верфи Rauma Marine Constructions, которая строит ледоколы, сказал, что в этой области наблюдается большой интерес, но мало корабелов, которым этом по силам.“Вопрос в мощностях — где их будут производить”, — объяснил он.Лишь немногие верфи обладают необходимым опытом и знают, как суда реагируют на зимние условия и ведут себя во льдах, подчеркнул он. Многие в принципе никогда не работали со сталью необходимой для ледоколов толщины, которая к тому же должна быть прочной и не трескаться при экстремально низких температурах.Компании, которая строит новый ледокол для Береговой охраны — Bollinger Shipyards со штаб-квартирой в Локпорте, штат Луизиана, — пришлось инвестировать 20 миллионов долларов в дополнительные мощности и инфраструктуру, взяв на себя заказ от другой фирмы, которую купила ранее. Прошлый подрядчик — VT Halter Marine со штаб-квартирой в Паскагуле, штат Миссисипи, — понес убытки по проекту более чем на четверть миллиарда долларов, но так и не начал строительство.С 1976 года, когда был спущен на воду Polar Star, по всей Америке закрылся целый ряд верфей, в том числе те, что построили его и Healy. Многие старшие корабелы той эпохи давно вышли на пенсию.“Если мы будем строить ледоколы раз в 30 лет, то растеряем все ноу-хау”, — заключил Оке Ролен, в прошлом руководитель ледокольных подразделений ряда коммерческих судоходных компаний, а ныне сотрудник Arctic Marine Solutions.
/20250204/arktika-271698666.html
/20250123/ledokol-271584154.html
сша
россия
арктика
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2025
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/25065/25/250652582_170:0:2901:2048_1920x0_80_0_0_0711cad56116ac55663fd67aa93dd0e2.jpgИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
the wall street journal, сша, россия, арктика, дональд трамп, нато, северный морской путь, оон, флот, ледокол, политика