https://inosmi.ru/20250210/flot-271779232.html
Полный бардак. В ЕС придумывают законы против российского "теневого флота"
Полный бардак. В ЕС придумывают законы против российского "теневого флота"
Полный бардак. В ЕС придумывают законы против российского "теневого флота"
ЕС и Прибалтика продумывают, как упростить захват судов российского "теневого флота", сообщает Politico. Они пытаются использовать законы о пиратстве или... | 10.02.2025, ИноСМИ
2025-02-10T14:15
2025-02-10T14:15
2025-02-10T14:53
politico
мир
россия
финляндия
москва
маргус цахкна
ес
оон
нато
политика
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/0c/09/258702511_0:0:3153:1773_1920x0_80_0_0_72962240468b53e76e50878066c88f7b.jpg
Виктор ДжекВ укромном финском заливе старый танкер длиной в два футбольных поля мерно покачивается вверх и вниз, еле заметный среди заснеженных деревьев — удивительно спокойная сцена, учитывая, какая шумиха поднялась вокруг него по всей Европе.В ходе нашумевшей операции в декабре финские власти захватили судно Eagle S по подозрению в обрыве электрокабеля между Эстонией и Финляндией. Арест судна с 100 000 баррелями нефти из Санкт-Петербурга на борту стал поворотным моментом и, по-видимому, открыл новый фронт невидимой войны между Россией и Западом.Теперь европейские страны ведут закулисные переговоры о более масштабных арестах нефтеналивных танкеров Москвы на Балтике, сообщают двое дипломатов Европейского союза и двое правительственных чиновников. В настоящее время также разрабатывается новое законодательство, чтобы заложить юридическую основу для этих действий.Для этих целей есть планы воспользоваться законодательством в области экологии, а также борьбы с пиратством, рассказали чиновники на условиях анонимности. Если это не удастся, страны могут действовать на национальном уровне и сообща ввести новые законы для захвата большего количества судов в открытом море.“Около 50% подсанкционной российской морской нефти проходит через Финский залив, — сказал министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна. — Мы видим и экологические угрозы, и нападения на нашу подводную инфраструктуру”.“Теперь вопрос в том, что мы сможем сделать с этими судами? — сказал он в интервью журналу Politico. — Перекрыть все море мы не сможем, но зато можем усилить контроль… Есть масса возможностей”.Переговоры отражают зреющее в Европе разочарование тем, что Россия продолжает вывозить свою нефть и обходить западные санкции с помощью постоянно растущего теневого флота из стареющих судов с сомнительными владельцами и неустановленной страховкой. Это служит Москве спасательным кругом для ее военной кампании на Украине, учитывая, что нефть и газ приносят около половины доходов в казну Кремля.И все это происходит прямо под носом у Европы — на ее собственных водных путях.Однако воплотить новые планы в жизнь будет непросто. Эксперты и юристы по морскому праву перечисляют следующие подводные камни: правовые ответные меры со стороны России, высокие финансовые затраты и обременительную логистику. Наконец, придется преодолеть целый лабиринт мировых законов о судоходстве.“Мы должны достичь координации, мы должны договориться о реализации эти договоренностей”, — сказал Цахкна.Выйти из тениВ 2022 году ЕС запретил весь импорт российской нефти и установил совместно с “Семеркой” ценовой потолок на международные продажи в надежде урезать доходы Кремля в наказание за спецоперацию на Украине.Но Россия вскоре изыскала способ обойти эти меры. Теневой флот Москвы при участии мутных страховщиков сегодня составляет до 17% всех нефтяных танкеров в мире.В результате теневой флот перевозит свыше 80% всей российской сырой нефти, сказал руководитель отдела России и Европы при Центре исследований энергетики и чистого воздуха Айзек Леви.По его словам, важнейшей артерией для этой незаконной торговли стала Балтика. Обычно суда загружаются нефтью в портах вроде Усть-Луги под Санкт-Петербургом, после чего преодолевают Финский залив и через Балтийское и Северное моря выходят в мировой океан.Только в прошлом году из портов Балтики вышло 348 судов теневого флота, на которые приходится 40% от общего объема продаж российской нефти, сказал Леви. По его словам, это треть годового военного бюджета Москвы.“Оставив теневой флот в покое, западные союзники сами сохранили Москве основной источник дохода, — сказал он, — и в результате она продолжает наращивать расходы на спецоперацию”.Кроме того, эти суда могут участвовать в диверсиях и подрывной деятельности, считает профессор морской безопасности Копенгагенского университета Кристиан Бюгер, приведя в пример вышеупомянутый танкер Eagle S. Коммерческие суда, не входящие в теневой флот, причастны минимум к четырем инцидентам на Балтике с 2022 года.“Сейчас происходит явная эскалация, — сказал он. — Мы наверняка увидим еще больше атак по ключевой инфраструктуре, как на море, так и на суше”.Война на волнахУчастившиеся инциденты сами по себе служат импульсом, чтобы пресечь безнаказанное плавание танкеров в европейских водах — поскольку в санкциях обнаружилось много лазеек.“Мы видим, что в западных санкциях против России существуют бреши, — сообщил журналу Politico министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас. — Вот почему меры противодействия теневому флоту действительно помогли бы достичь результатов, которых не добился режим санкций”.Помимо предложения ЕС внести в черный список 74 танкера теневого флота, страны Скандинавии и Прибалтики обсуждают отдельно, как можно на законных основаниях задерживать больше судов, связанных с Россией, рассказали чиновники и дипломаты.По их словам, предложения делятся на три категории.Во-первых, власти могут захватывать суда, угрожающие ущербом окружающей среде — в частности, из-за разливов нефти. Учитывая, что большинству этих танкеров минимум 15 лет, и они подвержены поломкам, такие аварии не просто неприятная перспектива — они наверняка уже случались.Во-вторых, заявили чиновники, власти могут захватывать суда, угрожающие ключевой подводной инфраструктуре, по законам о пиратстве. Именно так они поступают с конца 2023 года после целого ряда повреждений жизненно важных силовых и интернет-кабелей.Наконец, если международное право не сработает, страны также обсуждают совместное принятие национальных законов, чтобы упростить захват судов. Помимо прочего, танкеры на Балтике могут обязать страховаться лишь у надежных компаний из одобренного списка, заявили чиновники. Это позволит той же Эстонии и Финляндии задерживать суда, застрахованные у ненадежных фирм.В любом случае, добавили чиновники, страны запросят координации на уровне ЕС.Хотя обсуждаемые меры не позволят остановить все танкеры теневого флота, это и не обязательно, считает один из правительственных чиновников.“Даже если мы просто сможем замедлить суда, это навредит России, — утверждает он. — Каждый день простоя стоит денег — а если учитывать общее состояние российской экономики, любая мелочь может иметь значение”.Мимолетные предложенияEagle S на приколе в Финляндии — плавучая иллюстрация всех трудностей с задержкой иностранных судов.Финские власти арестовали Eagle S в Рождество. При этом в операции участвовали флот, береговая охрана и полиция, а вертолет высадил на танкер целый отряд спецназа.Однако едва начав предварительное расследование в отношении запрещенного в ЕС груза, финские власти прекратили его, выяснив, что судно не держало курса на воды Финляндии.Судно все еще находится под следствием по подозрении в разрыве подводного силового кабеля Estlink 2 между Эстонией и Финляндией — предположительно протащив якорь по морскому дну на расстояние 100 километров. Но теперь Хельсинки грозит разбирательство с владельцем судна из Объединенных Арабских Эмиратов: юристы утверждают, что финны не имели права арестовывать судно, поскольку инцидент произошел за пределами территориальных вод Финляндии.По словам Шона Прайбила, партнера юридической фирмы Holland & Knight и специалиста по международному морскому праву, эта проблема не решится сама собой.Государство имеет право задержать то или иное судно в своих территориальных водах, в том числе по соображениям экологии и безопасности, подчеркнул он, однако, по законодательству ООН, эта акватория простирается на 12 морских миль от берега.Вне этой зоны полномочия “сильно ограничены”, добавил Прайбил. Так, страны могут действовать за пределами своих границ в исключительных случаях, если увидят угрозу природным ресурсам в своих исключительных экономических зонах.В этих зонах и более отдаленных международных водах законные полномочия определяются флагом судна, который указывает страну регистрации. Однако зачастую эти страны находятся далеко от места событий. Поэтому в таких акваториях юридически преобладающим считается право свободного прохода, закрепленное в уставе ООН.В узком Финском заливе, где курсируют российские танкеры, коммерческие суда имеют право свободного прохода в соответствии с договорами времен холодной войны. Между тем, законы о пиратстве обычно распространяются на корабли, нападающие на другие суда, а не на подводные силовые кабели, добавил Прайбил.Все это делает принятие национальных законов для захвата судов “крайне рискованным”, считает главный юрист компании International Maritime Group Айзек Херст. “Это, безусловно, будет оспорено в соответствии с международным правом”, — объяснил он, подчеркнув, что это может обойтись странам в “десятки миллионов”.Добавьте к этому расходы на содержание экипажа на борту задержанных судов, решение сопутствующих иммиграционных вопросов и “ответную реакцию соответствующего государства флага, сказал он: “Не говоря уже о том, что с политической точки зрения это будет полный бардак”.Страны в курсе всех этих проблем. “Прибрежные государства обязаны соблюдать принцип свободного судоходства в соответствии с международным правом”, — признал высокопоставленный сотрудник латвийской разведки на условиях анонимности.“Мы работаем с партнерами, чтобы нащупать некое равновесие между свободой судоходства и правом прибрежных государств защищать свои подводные кабели”, — подчеркнул чиновник. Он добавил, что для проверки большего количества судов потребуется поддержка НАТО — учитывая необходимые ресурсы.Дальнейшие аресты судов также сопряжены с риском эскалации с Россией, признал профессор Бюгер. В частности, Москва может оправить для сопровождения нефтяных танкеров военные корабли. Кроме того, масштабные операции по захвату судов обойдутся в “миллионы”, добавил он.Время действоватьОднако чиновники торопятся, и три прибалтийских государства открыто обсуждают правовые меры, которые они могут принять — как сами по себе, так и в партнерстве с Брюсселем.“Воспользоваться уже действующими международными конвенциями будет непросто, — сказал эстонский министр иностранных дел Цахкна. — Но у нас достаточно возможностей для более решительных шагов, и мы намерены действовать на уровне ЕС”.По словам Бюгера, блок также мог бы обеспечить своим членам “прозрачную и общедоступную” трактовку международного права — это бы повысило легитимность ареста танкеров.Одним из первых шагов к решению этой проблемы может стать коллективное заявление, согласился министр энергетики Литвы Вайчюнас.В то же время Вильнюс начал предпринимать и национальные усилия. По словам министра обороны Довиле Шакалене, Литва рассматривает новые законы, которые расширят полномочия властей для ареста судов за протягивание якоря — даже вне территориальных вод и исключительной экономической зоны страны.“Мы считаем, что можем предпринять дополнительные меры, — заявила Шакалене в интервью после заседания кабинета министров в среду. — И они оправданы, если мы защищаем интересы нашей национальной безопасности, если мы защищаем нашу собственность”.“Суда под санкциями, — заключила она, — не должны безнаказанно плавать как ни в чем не бывало”.Виктор Джек вел репортаж из Порвоо, Габриэл Гэвин — из Таллина и Вильнюса.
/20250210/ukraina-271777511.html
/20250209/gaz-271770150.html
/20250208/ledokol-271758499.html
россия
финляндия
москва
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2025
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e6/0c/09/258702511_0:0:2539:1904_1920x0_80_0_0_4e2c3c7195a95faae6640d1bfc31cb0a.jpgИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
politico, мир, россия, финляндия, москва, маргус цахкна, ес, оон, нато, политика, флот, санкции