Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Черный рынок нефти продолжит процветать

Bloomberg: Запад не хочет жить при дорогой нефти, поэтому его санкции беззубы

© РИА Новости Виталий Тимкив / Перейти в фотобанкТанкеры с нефтью в Краснодарском крае
Танкеры с нефтью в Краснодарском крае - ИноСМИ, 1920, 11.02.2025
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Странам Запада самим выгодно, чтобы потоки нефти продолжали течь из России, Венесуэлы и Ирана, несмотря на санкции, сообщает Bloomberg. Поэтому они не могут ни сократить, ни перекрыть эти потоки. В противном случае Европе пришлось бы поднять цены на нефть — а это для нее чересчур.
Контрабанда нефти — дело непростое, но настолько прибыльное, что любые препоны лишь слегка замедляют его. Да, власти могут несколько урезать финансовую выгоду от нелегальных баррелей, однако в итоге нефть все равно потечет рекой.
Собственно, именно это она и делает. Санкции Запада не мешают трем ведущим экспортерам России, Ирану и Венесуэле качать до 16 миллионов баррелей сырой нефти и других жидких нефтепродуктов в сутки. Предположим, эта троица продает нефть с двадцатипроцентной скидкой относительно рыночных цен. Давайте посчитаем: все равно выходит по миллиарду долларов в день.
Я сильно сомневаюсь, что последний виток санкций вкупе с обещанием закрутить гайки еще туже остановит незаконную торговлю. Да, эти меры усилят трения и осложнят контрабанду — возможно, даже лишат продавцов части прибыли, ведь им придется увеличить скидки. Но они не смогут даже существенно сократить потоки — не говоря уже о том, чтобы перекрыть их полностью.
Суммы на кону настолько велики, а бизнес настолько прибылен, что все участники рынка — продавцы, покупатели и посредники — крайне заинтересованы в поиске альтернативных маршрутов, уловок и лазеек, чтобы шестеренки не прекращали вращаться. Со временем стражи порядка выдыхаются, а контрабандисты набираются опыта и умнеют.
Не помогает делу и то, что далеко не все считают российскую, иранскую и венесуэльскую нефть “запрещенной”. Для Китая, Индии и многих других развивающихся стран эти баррели ничуть не хуже остальных.
Более того, страны-санкционеры сами заинтересованы в поблажках контрабандистам, чтобы нефть не слишком дорожала. Ведь в противном случае им придется убеждать остальных, особенно Пекин и Нью-Дели, что дороговизна нефти — неизменная цена законности. Вообще, тому есть исторический прецедент: успешное эмбарго ООН на нефть из Ирака и Кувейта в 1990–1991 годах. Но за последние пять лет мы узнали, что у Запада нет политической воли, чтобы выдержать высокие цены на энергоносители, а Глобальный Юг поддерживать Вашингтон, Брюссель и Лондон не намерен. Политический аппетит к жестким санкциям настолько слаб, что даже Япония, извечная сторонница США, на сей раз поддерживает их сугубо на словах.
Для понимания дальнейших событий на черном рынке нефти важен общий политический и экономический фон. Все внимание сосредоточено на России и Иране, на которые в совокупности приходится до 15% мировой нефти.
На прошлой неделе президент США Дональд Трамп подписал президентский акт, предписывающий администрации возобновить кампанию “максимального давления” и “свести экспорт иранской нефти к нулю”. В теории это звучит, что и говорить, грозно. Но на практике Трамп сам унял свои громы и молнии, признав, не откладывая ручки, что “разрывается надвое”. “Все хотят, чтобы я его подписал, — сказал он. — Я подписываю, но я этому не рад”. Если и этого мало, то он ясно дал понять, что в действительности не хотел бы нарушать поставки нефти: “Надеюсь, нам не придется его использовать”.
Более того, в президентском акте было много слов, но мало дела. Спустя несколько дней Министерство финансов США объявило, что вводит санкции против целой иранской “сети” для обхода нефтяных санкций. Загвоздка в том, что меры коснулись одного-единственного большого нефтяного танкера и двух малых. Между тем только за последние несколько лет Иран использовал для перевозки своей нефти более 500 танкеров, при этом минимум на 60% из них никакие запреты не распространяются.
Так что давайте разберемся с танкерами, которые вывозят иранскую нефть на экспорт. Да, некоторым требуется больше времени, чтобы найти покупателя, и все это время сырая нефть хранится прямо в открытом море. Но это лишь вопрос времени и скидки относительно рыночных цен — рано или поздно ее непременно купят. Более того, совокупная нефтедобыча в Иране приближается к пиковому уровню за 40 с лишним лет. Кроме того, Тегеран добывает не только сырую нефть — главный объект санкций — но и другие нефтепродукты, в частности конденсаты и сжиженный природный газ, а им обойти ограничения (любые) еще проще. Более того, за последние годы эти товары пережили настоящий бум. Сложите все вместе, и получится, что за прошлый год Иран добывал порядка 4,5 миллиона баррелей в сутки — а это третий по величине показатель с 1978 года.
Россия оказалась под санкциями вскоре ввода войск на Украину, но западные политики озабочены скорее тем, чтобы нефть не дорожала, а не тем, чтобы пресечь ее экспорт. В последние дни своего пребывания у власти бывший президент Джо Байден немного сменил тактику, введя против Москвы самые строгие санкции за всю историю. Но и контрабандисты не дремали. Не прошло и 25 дней после первого шока, как решение было найдено. Да, Кремлю приходится продавать нефть по более низким ценам и больше раскошеливаться за ее транспортировку. Сбоев предостаточно, и часть продукции пока не нашла конечного покупателя, из-за чего часть танкеров стали временными плавучими хранилищами. Но в целом нефть не перестает течь.
Это политический провал, и позорное бездействие лишь слегка замаскировано бравурной риторикой. Доколе западные правительства отказываются платить больше за нефть, чтобы вывести из игры черный рынок, Россия, Иран и Венесуэла будут продавать свои баррели как ни в чем не бывало.
Хавьер Блас — обозреватель Bloomberg, освещает вопросы энергетики и сырьевых товаров. Соавтор книги “Мир на продажу: деньги, власть и торговцы земными недрами”