Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Почему средневековое искусство такое странное?

Средневековые рукописи пестрят фантастическими и причудливыми сценами

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Средневековье — далеко не такая скучная эпоха "темных веков" без чувства юмора, каким его часто представляют, отмечает YouTube-канал Quince. Рисунки на полях рукописей это подтверждают: они полны фантастических образов и причудливых сцен, от собирающих странные плоды монашек до охоты кроликов на человека.
На полях средневековых рукописей встречаются странные рисунки. Здесь, вокруг различных религиозных текстов, можно найти практически все, что угодно, начиная с этого, заканчивая этим и даже этим. На полях изображены в том числе (очень подробные) средневековые сражения, которые, как и следовало ожидать, варьируются от вполне обычных до причудливых. Эти безумно креативные рисунки в некотором смысле серьезно подрывают наше понимание Средневековья.

Полную версию видео смотрите эксклюзивно в сообществе ИноСМИ ВКонтакте
Этот период часто называют “Темными веками” — временем, полным насилия, эпидемий, мистицизма и узколобого взгляда на мир при полном отсутствии чувства юмора. Временем без какого-либо реального, значимого прогресса в современном понимании. Но по факту эта точка зрения совершенно не согласуется с фантастическими, сатирическими, зачастую просто потрясающими иллюстрациями, которые мы находим в этих рукописях.
Данный вид рисунков называется маргиналиями (от англ. margins — поля). Но в вопросе их назначения ученые расходятся во мнении. Маргиналии могут использоваться для того, чтобы проиллюстрировать высказанную в тексте мысль, пошутить, продемонстрировать полет фантазии, показать знакомые сцены из повседневной жизни, а также их противоположности. Достоверно узнать нам не суждено, но исследовать вопрос мы все же можем.
Прежде всего, в этих рукописях следует обратить внимание на особое отношение к животным. Они встречаются буквально всюду и отражают интерес людей как к домашним и привычным, так и к неведомым существам. Многих средневековые иллюстраторы никогда в глаза не видели, полагаясь лишь на рассказы из бестиариев, что объясняет, например, необычный хобот этого слона. Иногда изначальное вдохновение не столь очевидно — как в случае с этим существом наподобие Йоды. А в других случаях иллюстрации более чем похожи на реальных животных. Только взгляните на этого великолепного павлина! В то время павлин был важным символом воскресения и вечной жизни во Христе. Возможно, именно поэтому его писали сусальным золотом (более дорогим материалом). В Средневековье многие считали, что животные символизируют определенные черты характера человека, и их поведение можно понимать аллегорически. Особенно это касалось обезьян. Возьмем, к примеру, вот эту из “Требника Изабеллы”, которая смотрит на себя в зеркало и в забавной форме иллюстрирует грех тщеславия. Или этих обезьян-воинов, имитирующих человеческое поведение.
Также в то время считалось, что границам средневековой цивилизации угрожают разного рода монстры. Здесь, на полях религиозных текстов, притаились гибриды, гротески и шутки, напоминавшие средневековому читателю о реальном мире за пределами священного текста и развлекавшие их своей абсурдностью — в зависимости от интерпретации. Эти существа выглядят достаточно дружелюбно и соседствуют со множеством гибридов человека с животными, начиная с людей-уток и заканчивая сциоподами (мифологические карликовые существа с одной огромной ступней на единственной тонкой ноге, идущей от центра туловища — прим. ИноСМИ), не говоря уже о всевозможных промежуточных созданиях. Например, "дикий человек" (он же водвос) — средневековый персонаж на основе мифологической сатиры. Его можно узнать по густому меху и веселому нраву, а встретить можно на полях манускриптов ухаживающим за прекрасными дамами, а также на иллюстрациях к балам-маскарадам.
Еще один особенно интересный гибрид — человек-улитка, который впоследствии эволюционировал в бойца с улитками. Тема рыцарей, сражающихся с брюхоногими, присутствует во множестве средневековых рукописей и несомненно является одной из наиболее забавных из всех, с которыми человечество когда-либо сталкивалось. По мнению искусствоведа Лилиан Рэндалл, теория такова: улитки олицетворяли жителей Ломбардии и подразумевали оскорбление в их адрес, поскольку в то время их считали “скользкими” и “трусливыми”. С другой стороны, улитки могли символизировать трусость — в таком случае средневековому рыцарю или читателю, глядя на изображение, предлагалось преодолеть собственные “улиточные” качества, то есть побороть худшие черты характера.
Трудно сказать наверняка, но война с улитками была не единственным сюжетом войн человека на полях рукописей. Также встречаются битвы людей друг с другом, в том числе с использованием других людей, а также со львами, драконами и обезьянами. Это символизирует охоту, причем местами все изображено наоборот, как здесь, где птицы вешают пса, или в серии рассказов из "Смитфилдских декреталий", где кролики мстят собаке, выслеживая ее, устраивая над ней суд и в итоге верша правосудие. Но одними собаками они не ограничиваются и мстят еще и людям. Вот здесь мы видим, как кролики охотятся на человека, судят его и, опять же, казнят. Тема "переворачивания мира с ног на голову" лежит в основе большей части средневековых маргиналий и может считаться как абсурдно юмористической, так и нравоучительной.
“Колесо фортуны” — еще один распространенный средневековый миф — изображает удачу в образе королевы, которая вращает колесо, низвергая королей и возвышая простых людей.
Но темами иллюстраций было не только насилие и разрушение мирового порядка. Иногда люди находили своим талантам мирное применение, используя, например, дипломатию для примирения двух враждующих драконов. Также нередко встречаются сцены из повседневной жизни: шахматный матч или вот это нечто, причем вперемешку с менее обыденными сценами. К примеру, есть поистине необъяснимая иллюстрация, на которой пушистый зверек грызет чью-то отделенную от тела голову, а полуодетый человек с палкой наблюдает за происходящим. Или вот такое. Претензий на реалистичность весьма мало, как, например, здесь или в причудливом образе монахини, занятой сбором необычных плодов.
В то время всякий образ на страницах этих очень личных книг был призван активизировать внутреннее зрение читателя или имел некие цели, будь то светские или священные. Примером последних можно назвать иллюстрации из "Часослова Марии Бургундской", где покровительница изображена за молитвой в собственной часовне, демонстрируя благочестие.
В заключение следует отметить, что средневековые рукописи — настоящий кладезь причудливого, фантастического, неожиданно восхитительного и, по большому счету, невероятно странного.