https://inosmi.ru/20250218/maskulinnost-271882245.html
Маскулинность снова в моде. Трамп вернул популярность "токсичным самцам"
Маскулинность снова в моде. Трамп вернул популярность "токсичным самцам"
Маскулинность снова в моде. Трамп вернул популярность "токсичным самцам"
Понятие "токсичная маскулинность" стали часто употреблять после первой президентской кампании Трампа, пишет NYT. Тогда фигуру доминирующих, властных мужчин... | 18.02.2025, ИноСМИ
2025-02-18T07:01
2025-02-18T07:01
2025-02-18T10:26
сша
дональд трамп
общество
культура
the new york times
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e9/02/0e/271841670_0:0:3072:1728_1920x0_80_0_0_a88567f759f4a9ae0ba1019f50ec2ac8.jpg
Мэтью Шмитц (Matthew Schmitz)В период между первой президентской кампанией Дональда Трампа и зарождением движения #MeToo в 2017 году прогрессивные активисты и социологи все чаще стали упоминать такое понятие, как токсичная маскулинность. Этот термин, практически научный, обозначает традиционные нормы мужественности (эмоциональный стоицизм, агрессивность) и их потенциально опасные последствия. Безусловно, существует много примеров неподобающего мужского поведения, которые и выступили в роли показателей более глубинной проблемы.Но даже несмотря на то, что в обществе начали вовсю осуждать токсичную маскулинность, появились и признаки неуверенности в том, что это правильно. Но это осуждение можно понять, учитывая, что под токсичной маскулинностью стали понимать широкий спектр правонарушений и пороков — от сексуального насилия до невоспитанности и соперничества. Но сейчас возникла путаница. Если судить по второму избранию Трампа и реабилитации различных “отмененных” лиц мужского пола, можно сказать, что у многих возникли сомнения относительно того, нужно ли "изгонять из общества" якобы токсичных мужчин.Одним из признаков этой амбивалентности стал недавний всплеск эротических триллеров, в которых властные, амбициозные, страстные мужчины предстают в качестве объектов сексуального влечения. Эти фильмы, в том числе “Плохая девочка” (2024), “Честная игра” (2023), “Кошатник” (2023), “Глубокая вода” (2022), “Вуайеристы” (2021) и “Инстинкт” (2019), свидетельствуют о том, что сегодняшняя сексуальная политика отклоняется от прогрессивного благочестия. В то время как официальное неодобрение токсичного самца в этих фильмах сохраняется, оно сосуществует с непризнанным и часто извращенным влечением к нему. Все это говорит, как бы неприятно это ни звучало, о сохраняющейся привлекательности токсичной маскулинности — или, возможно, маскулинности как таковой.Мы уже видели это раньше в кино, хотя и с переменой гендерных ролей. Когда в 1940-х годах возник жанр нуар, он был сосредоточен на опасной привлекательности роковой женщины, фигуры одновременно манящей и угрожающей, которую невозможно игнорировать, но рядом с которой смертельно опасно находиться.Появление роковой женщины стало отражением судьбоносных перемен в американском обществе. Во время Второй мировой войны множество женщин вышло на работу. Они брались за задачи, которые традиционно были мужскими, и выполняли их со знанием дела. Они также обрели сексуальную свободу. С 1940 по 1945 год число матерей-одиночек увеличилось на 44%, что является отражением новых нравов и последствий войны, изменивших отношения. Со времен Клеопатры образ амбициозной, сексуально независимой женщины представлял угрозу традиционным социальным нормам. Внезапно оказалось, что эта угроза витает повсюду.Американцы, испытывавшие противоречивые чувства по отношению к этому новому типу женщин, увидели выражение этой двойственности в нуаре. Харизматичные актрисы, такие как Барбара Стэнвик, Джоан Беннетт и Джейн Грир, играли персонажей, которые были сексуально смелы и независимы. Они брали мужчин и деньги, которые им не принадлежали. Но их трансгрессивность только усиливала их загадочность для героя нуара, для которого роковые женщины были более интересными, чем хорошие девочки. Социальные нормы и Кодекс кинопроизводства (который стремился продвигать моральные нормы) гарантировали, что эти женщины будут наказаны, но их привлекательность была неоспорима.Общественные нормы в конце концов догнали революцию в частной жизни, и спустя десятилетия с появлением эротического триллера сформировалось более терпимое отношение к роковым женщинам. Такие фильмы, как “Тепло тела” (1981) и “Основной инстинкт” (1992), изобиловали сексуальными сценами и изображали потрясающих женщин, которые не понесли никакого наказания за свое пренебрежение приличиями. Тем не менее, самый известный эротический триллер этой эпохи, “Роковое влечение” (1987), демонстрировал почти маниакальную подозрительность к роковой женщине. Что связывало классический нуар и эротический триллер, так это восхищение женщинами, бросавшими вызов существующему порядку.Сегодня, судя по последним фильмам, фигура в культуре, которая наиболее остро вызывает двойственные чувства, — это токсичный самец. Будь то доминирующий стажер Харриса Дикинсона в “Плохой девочке”, обиженный финансист Олден Эренрайх в “Честной игре”, преследователь Николаса Брауна в “Кошатнике” или безжалостный плейбой Бена Харди в “Вуайеристах”, этот новый социальный тип стал центром внимания в эротическом триллере. Конечно, идея плохого парня — бунтаря, который сексуально более привлекателен, чем хороший парень, — не нова. Что отличает токсичного самца от других, так это смена гендерных ролей: теперь он является объектом вожделения.Фильм “Плохая девочка” режиссера Халины Рейн иллюстрирует этот сдвиг. Сюжет повествует о многообещающем романе между Роми Матис, успешной руководительницей, которую играет Николь Кидман, и ее молодым стажером Сэмюэлем. Сэмюэл привлекает Роми именно потому, что готов доминировать над ней. “Тебе нравится, когда тебе говорят, что делать”, — говорит он ей в начале фильма. Напротив, заботливый муж Роми не в состоянии удовлетворить ее потребности. Когда она просит своего мужа разыграть одну из ее фантазий в спальне, он протестует. “Я не могу, — говорит он. — Я чувствую себя злодеем".Опасная привлекательность Сэмюэля противоречит его позиции стажера. Он и другие молодые специалисты смотрят обучающий видеоролик о важности “создания здорового, безопасного, инклюзивного сообщества”. Но что, если определенные принципы безопасного и инклюзивного сообщества на самом деле не работают — ни в сексуальном, ни в социальном плане?Точно так же в “Вуайеристах” Пиппа, молодая девушка, которую играет Сидни Суини, обнаруживает, что ее внимание переключается с сексуально непривлекательного бойфренда Томаса — музыканта, создающего песню для рекламы средства от эректильной дисфункции, — на манипулятора, который живет через дорогу. Томас спрашивает ее: “Неужели тебе меня недостаточно?” Нет, недостаточно.Смысл таких сопоставлений не в том, чтобы оправдать преступления токсичного самца точно так же, как традиционный нуар не одобряет убийства и обман, практикуемые роковой женщиной. Эти фильмы совершают нечто более интересное: изображая социально неблагополучный тип гротескно и часто убедительно, они раскрывают противоречия в общественной морали. Они показывают, что мы еще не совсем готовы отказаться от токсичных самцов точно так же, как Соединенные Штаты в 1940-х годах находили нечто привлекательное в женщинах, которые пренебрегали традиционными представлениями о женственности.Безусловно, в большинстве из этих фильмов токсичных самцов наказывают, утверждая прогрессивные взгляды так же верно, как когда-то фильмы нуар придерживались консервативного производственного кодекса. В “Вуайеристах” манипулятора ослепляют за его преступления. В “Честной игре” молодого финансиста, который разрушает карьеру своей невесты, заставляют извиняться под лезвием ножа. В “Кошатнике” мужчина оказывается жестоким преследователем, и его выгоняют из города.Но, подобно классическим нуарам, которые одновременно наказывали и романтизировали своих героинь, эти триллеры обнаруживают разрыв между тем, чего люди должны хотеть, и тем, чего они хотят на самом деле. Святой Августин однажды сказал, что для тех, кому недостает духа, наличие запрета только усиливает желание грешить. Если это так, то дух сексуального прогрессизма, возможно, уходит несмотря на то, что введенные им запреты остаются в силе.
/20250127/tramp-271622904.html
сша
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2025
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e9/02/0e/271841670_227:0:2958:2048_1920x0_80_0_0_9477e65f813d64e87914fe7a14920923.jpgИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
сша, дональд трамп, общество, культура, the new york times