https://inosmi.ru/20250227/irak-272006668.html
Ирак положился на Россию. Москва поможет Багдаду раскрыть газовый потенциал
Ирак положился на Россию. Москва поможет Багдаду раскрыть газовый потенциал
Ирак положился на Россию. Москва поможет Багдаду раскрыть газовый потенциал
Ирак намерен увеличить инвестиции в газовый сектор и рассчитывает на помощь России в этой сфере, пишет Oil Price. У Багдада значительные неосвоенные запасы... | 27.02.2025, ИноСМИ
2025-02-27T07:57
2025-02-27T07:57
2025-02-27T07:57
ирак
россия
экономика
иран
михаил мишустин
сергей шойгу
международное энергетическое агентство (мэа)
оон
всемирный банк
oilprice
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e7/02/09/260497792_0:171:3073:1899_1920x0_80_0_0_8f16adcec651bde1330c5b16c4f0b4f3.jpg
Саймон Уоткинс (Simon Watkins)Ирак намерен увеличить инвестиции в газовый сектор, считая его ключевым фактором экономического роста, о чем недавно заявил министр нефти Хайян Абдул Гани. У него достаточно возможностей для того, чтобы эта идея стала реальностью. Согласно официальным оценкам, доказанные запасы традиционного природного газа составляют там 3,5 триллиона кубических метров, или около 1,5% от общемировых резервов, что ставит Ирак на 12-е место среди в мире среди обладателей газовых месторождений.Около трех четвертей доказанных запасов Ирака составляют "попутный газ", являющийся побочным продуктом разработки нефтяных месторождений. Однако Ирак не пересмотрел свои данные по доказанным запасам газа в 2010 году во время пересмотра в сторону повышения разведанных запасов нефти. Руководители иракской нефтегазовой отрасли тоже не представили обоснованные цифры по попутному газу — ни тогда, ни после. Однако по оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), в конечном итоге объем извлекаемых запасов будет намного больше, чем официальные прогнозы в 3,5 триллиона кубометров газа. МЭА оценивает эти запасы в восемь триллионов тонн, из которых около 30% газа не считается попутным.Есть также три веские причины для дальнейшего освоения этих резервов, начиная с потребности в твердой валюте и наличности. На протяжении многих лет Ирак, по сути дела, пускает на ветер миллиарды долларов недополученных доходов, сжигая газ, получаемый во время добычи нефти. Однако в 2017 году Багдад подписал инициативу ООН и Всемирного банка о "нулевом сжигании" попутного газа в факелах к 2030 году. На тот момент Ирак занимал второе место в мире после России по количеству теряемого таким образом газа, сжигая 17,8 миллиарда кубических метров ежегодно. При этом после шести лет участия в программе Ирак по-прежнему сжигает 17,7 миллиарда кубометров, хотя он и опустился на третье место в мире по этому показателю, уступив Ирану, который стал сжигать больше попутного газа и вышел на второе место после России. Этот показатель, согласно имеющейся информации, еще больше снизился после того, как TotalEnergies подписала в Ираке четырехкомпонентную сделку на сумму 27 миллиардов долларов США, из которой объем начальных инвестиций составляет около 10 миллиардов. Эти средства направлены на реализацию "Интегрированного проекта развития газового сектора", о чем я подробно пишу в своей вышедшей недавно книге о новом порядке на мировом нефтяном рынке. Основная цель этого проекта заключается в том, чтобы использовать попутный газ на внутренние энергетические нужды, а позднее приступить к его экспорту с целью получения наличных средств для пополнения бюджета.Вторая причина заключается в том, что, развивая свой газовый потенциал, Ирак мог бы в итоге создать нефтехимическую промышленность мирового уровня, в первую очередь, построив нефтехимический завод в Небрасе. Это потребует устойчивых объемов поставок газа в среднем до 28,3 миллиона кубометров в день, чтобы производить газ этан на надежной основе, обеспечивая достаточное количество для рентабельной работы нефтехимического предприятия такого масштаба. Этан в этом плане предпочтительнее нафты (о чем часто говорит министерство нефти Ирака), учитывая то, что выходящий попутный газ имеет высокую концентрацию этана, и когда его перерабатывают, он дает весьма рентабельный этилен с небольшим количеством побочных продуктов (главным образом, топливного газа), который можно перерабатывать дальше. Кроме того, использование этана приведет к сокращению расходов на строительство и сведет к минимуму сложные требования логистики и распределения.Этан использовали в разработке магистральной газовой системы Саудовской Аравии, которая также была основана на попутном газе. Его затем разделяли на фракции и поставляли в качестве основного сырья для флагмана саудовской промышленности города Эль-Джубайл. Минимальный объем, необходимый для закладки фундамента и начала строительства в Небрасе, был достигнут уже в 2019/2020 году в совместном газовом проекте Shell и Basrah Gas Company. Однако обеспокоенность по поводу недостаточной прозрачности контрактов различных зарубежных нефтяных компаний, заинтересованных в продвижении проекта, затрудняла работу на объекте. Тем не менее, согласно нескольким технико-экономическом обоснованиям, для развития в Ираке нефтехимической отрасли мирового уровня потребуется около 40-50 миллиардов долларов, хотя с течением времени прибыль будет в несколько раз выше.Третья веская причина для переработки иракского попутного газа вместо его факельного сжигания заключается в том, что это уменьшит энергетическую зависимость Ирака от соседнего Ирана и привлечет инвестиции американских фирм. В рамках действий по налаживанию отношений с Ираком, где усилилось местное сопротивление продолжительному военному присутствию США, Америка предоставила Багдаду временные льготы, чтобы и дальше получать иранские энергоресурсы. Они сохранились даже после того, как Вашингтон ввел дополнительные санкции в отношении таких поставок после одностороннего выхода США из "Совместного всеобъемлющего плана действий" (который в просторечии называют ядерной сделкой) в мае 2018 года. Исключения для Ирака были сделаны на основе очень специфической договоренности между Вашингтоном и Багдадом о том, что Ирак будет постепенно сокращать импорт энергоресурсов из находящейся под санкциями соседней страны, о чем я так же подробно пишу в своей опубликованной недавно книге о новом мировом порядке на нефтяном рынке. Однако с 2018 года по настоящее время Ирак продолжает импортировать газ и электричество из Ирана, примерно на 40% удовлетворяя за счет этого свои потребности в электроэнергии. А в прошлом году он даже подписал соглашение о продлении этой сделки на пять лет (это самый длительный срок).Реакция США на это непрекращающееся злоупотребление американским доверием со стороны Ирака была разная — от гнева до ярости. Самым заметным недавним примером стало введение целого ряда санкций против самого Ирака в момент подписания пятилетнего соглашения. Вашингтон внес в свой список несколько иракских официальных лиц и учреждений, заявив, что они содействуют передаче средств элитным силам "Кудс" иранского Корпуса стражей исламской революции, что соответствует действительности. Он отметил, что эти лица и организации продолжают использовать зависимость Ирака от Ирана в вопросах поставок электроэнергии и газа и контрабандой переправляют иранскую нефть через иракский порт Умм-Каср, отмывая деньги через иракские подставные компании, что также соответствует действительности. В заключение Вашингтон выразил крайнюю обеспокоенность тем, что Ирак продолжает выступать в качестве канала поставок иранской нефти и газа на основные мировые экспортные рынки. Это тоже соответствует действительности, что подтверждает мой анализ, изложенный в вышедшей недавно книге.При всем при этом, и несмотря на продолжающееся присутствие нескольких западных фирм в Ираке, прежде всего, TotalEnergies и BP, в этой стране в последнее время все разговоры о дальнейшей эксплуатации газовых ресурсов связаны с Россией. Об этом на прошлой неделе сайту OilPrice.com рассказал источник, который работает в тесном контакте с министерством нефти Ирака. Главная причина заключается не только в том, что это позволяет Ираку настраивать Глобальный Север против Глобального Юга к собственной выгоде. Речь здесь идет о синергетическом эффекте, который возникнет благодаря присутствию России в нефтегазовом секторе соседнего Ирана. Если говорить об Иране, то в течение четырех недель, начиная с середины сентября прошлого года, произошла целая серия встреч на высоком уровне между высокопоставленными российскими и иранскими государственными деятелями, включая премьер-министра России Михаила Мишустина и секретаря Совета безопасности Российской Федерации Сергея Шойгу. Основное внимание на них было уделено ратификации ключевых составляющих заключенного на 20 лет соглашения под названием "Договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран". Этот договор в нескольких ключевых аспектах является продолжением ключевой стратегии расширенного сотрудничества, изложенной в предыдущих соглашениях между Китаем и Россией с одной стороны, и Ираном и Ираком с другой.Ключевая часть энергетической составляющей нового российско-иранского соглашения, могущая найти применение в соседнем Ираке, заключается в дальнейшей координации усилий по разведке, разработке, добыче и сбыту газа (и нефти), поставляемых по региональным трубопроводам и в виде СПГ. Россия вместе с Китаем будет и дальше иметь право первого выбора по всем ключевым газовым (и нефтяным) месторождениям Ирана в соответствии со своими общими стратегическими интересами в регионе, где такие месторождения расположены. То же самое будет происходить на официальной основе в Ираке, хотя фактически это уже происходит в последние годы, правда, от случая к случаю. Согласно данным отраслевой аналитики, Китай уже сейчас управляет более чем третью доказанных иракских запасов и двумя третями добычи. Есть и более масштабное основание для наращивания повседневной синергии от деятельности России и Китая в Иране и Ираке. Это более тесная координации усилий по маркетингу и продаже газа и нефти, добываемых в двух соседних странах под эгидой Форума стран-экспортеров газа (GECF). Этот форум давно уже рекламируют как потенциальную "газовую ОПЕК". Данное объединение уже контролирует около 71% глобальных поставок газа, 44% реализуемой продукции, 53% газопроводов и 57% экспорта СПГ.
ирак
россия
иран
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2025
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/07e7/02/09/260497792_0:0:2731:2048_1920x0_80_0_0_8164935f4ad626c8ce3d37cb2a416192.jpgИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ирак, россия, экономика, иран, михаил мишустин, сергей шойгу, международное энергетическое агентство (мэа), оон, всемирный банк, oilprice