Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Американский политолог в шоке: территориальные споры в Японии не изучаются в университетах, и это при наличии стольких вопросов

Политолог Элридж: нужно создать университетские курсы по территориальным спорам

© РИА Новости Екатерина Чеснокова / Перейти в фотобанкМыс Столбчатый на берегу Охотского моря на западе острова Кунашир Большой Курильской гряды
Мыс Столбчатый на берегу Охотского моря на западе острова Кунашир Большой Курильской гряды - ИноСМИ, 1920, 12.03.2025
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Американский политолог призвал к созданию в Японии университетских программ по территориальным спорам, пишет Shukan Gendai. Вопрос Курильских островов не замалчивается, а результата нет. Неужели японцам перестало это быть важным?

Проблема не замалчивается, но где результат?

В последние годы Япония активно вступает в полемику со своими соседями касательно государственной принадлежности ряда территорий. Не охваченной не осталась ни одна страна, так или иначе граничащая с Японией: территориальные споры ведутся с Россией, Республикой Корея, Китаем и Тайванем. Но вот парадокс: в Японии нет ни одного университета, который бы специализировался на территориальных вопросах. Факультеты, бакалавриаты, магистратуры и аспирантуры, которые изучали бы споры и конфликты — все это отсутствует как класс.
Неожиданное решение предлагает американский политолог Роберт Д. Элдридж: нужно разработать специальную программу для университетов!
Далее рассуждает сам Роберт Д. Элдридж, политолог, научный сотрудник Министерства иностранных дел Тайваня, приглашенный научный сотрудник Университета Тамканг, бывший заместитель начальника отдела политических и иностранных дел Корпуса морской пехоты Тихоокеанского флота:
"В Японии множество отечественных исследователей и зарубежных экспертов, которые специализируются на территориальных спорах своей родины с другими странами. Есть ученые, которые фокусируются на каком-либо одном аспекте конфликта, например, на международном праве или же совместном освоении близлежащих ресурсов. Некоторые из этих экспертов сотрудничают с аналитическими центрами и исследовательскими институтами: Японским институтом международных отношений, Фондом мира Сасакава и другими организациями. Результаты проведенных исследований доводятся как до японских граждан, так и до зарубежной аудитории.
Но вот что удивительно: факультетские программы, где изучались бы многогранные аспекты территориальных споров, включая историю, национальную безопасность, международное и морское право, природные ресурсы, фауну и флору океана, экономическое развитие и дипломатию, в Японии отсутствуют. Поразительно, невероятно и прискорбно. В нынешних условиях для Токио это вопрос первостепенной значимости.
Многие страны конфликтуют с соседями из-за территорий. По последним оценкам, в мире насчитывается не менее 150 территориальных споров. Япония в них активно участвует: с Россией не поделили Южно-Курильские острова, с Республикой Корея – острова Такэсима, с КНР и Тайванем оспариваются права на архипелаг Сэнкаку.
Короче говоря, есть из-за чего ломать копья. Все перечисленные территориальные конфликты для Японии крайне значимы. В этом контексте наличие академических программ, которые бы всесторонне исследовали подоплеку вопроса с учетом политических аспектов и предлагали бы сравнительный анализ международных проблем аналогичного характера с учетом последствий для политики, представляется невероятно важным. Но их нет!

Факультеты, аспирантура: изучаем вопрос

К сожалению, большинству граждан Японии проблема территориальной принадлежности не близка: японцы к ней либо безразличны, либо мало о ней осведомлены. Недавний опрос общественного мнения, проведенный Кабинетом министров Японии, показал, что только 54% ​​людей по всей стране имеют "некоторое представление" о проблеме Северных территорий.
35% опрошенных заявили, что "слышали о проблеме, но подробностей не знают". Это, конечно, не исчезающе малый процент осведомленности, однако, учитывая затяжной характер спора, он мог быть и побольше. Как-никак, проблема принадлежности Северных территорий тянется уже почти 80 лет, отсчет ведется с момента окончания Второй мировой войны.
Исходя из вышесказанного, я предполагаю, что создание на базе существующих университетов программ по изучению территориальных вопросов весьма актуально. Эту программу можно было бы назвать "Факультет (или аспирантура) по территориальным спорам". Нужно создать такой факультет, который будет рассматривать территориальные вопросы с междисциплинарной и международной точки зрения, привлекать преподавателей из смежных областей и практиков со стороны, а также приглашать на работу ученых, имеющих релевантный опыт.
Студенты факультета могли бы посещать с визитами как сами спорные территории, так и страны, которые в эти споры вовлечены. Изучать язык этих стран. Так будет куда проще исследовать аргументы и доводы стран — участниц конфликта. Студенты и аспиранты смогут побывать в России, Южной Корее, в Китае и на Тайване, где будут знакомиться с местными экспертами, активистами, государственными служащими и разнообразными специалистами, например, из рыбной промышленности. Это позволит всесторонне ознакомиться с позицией стран — участниц территориального конфликта.
Стоит подчеркнуть, что ознакомиться с позицией – совсем не означает принять ее и разделить.
На деле ни одна страна не откажется от сотрудничества со студентами, которые стремятся понять исторический и современный контекст конфликта, а также иные факторы, лежащие в его основе, особенно если аргументы или позиция второй стороны представляются достаточно вескими.

Заодно и пропаганду усилим

Предлагаемая программа предусматривает также обучение иностранных студентов. Безусловно, потребуется строгий отбор. Однако это позволит посмотреть на ситуацию своего рода свежим взглядом. Японские студенты будут знакомить своих зарубежных коллег с материалами на японском языке и адаптировать их к жизни в Японии. Иностранные студенты не останутся в стороне и помогут разобраться в языковых сложностях и не только.
Культурный обмен, изучение опыта прошлых лет, без сомнения, будут полезны при поиске решения как для уже существующих территориальных проблем, так и в вопросе урегулирования споров, которые еще только могут возникнуть в будущем. Выпускники программы смогут продолжить академические исследования или построить карьеру в сфере исследований, аналитических центрах, фондах, государственных учреждениях и международных организациях.
Если Япония станет своего рода первопроходцем в данной сфере, сможет объединить блестящих студентов и выдающихся экспертов со всего мира, а также предоставить пространство для более объективного и взвешенного рассмотрения территориальных вопросов, это пойдет на пользу стране и ее облику на ниве общественной дипломатии, пропаганды в международном сообществе.
В настоящее время в мире существует лишь несколько подобных программ.
Ведутся исследования в университетах Великобритании, США, Канаде, Финляндии и Швейцарии. Однако все вышеперечисленное представляет собой центры, исследовательские подразделения, группы или учебные программы, встроенные в уже существующие факультеты.
К тому же, часть программ фокусируется не на самих территориальных спорах, а на их последствиях, например, миграционных движениях.
Японская программа могла бы стать пионером решения территориальных вопросов напрямую в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Выпускники программы могли бы снискать успех на ниве переговорной деятельности. Вполне вероятно, что в будущем они будут решать территориальные вопросы путем переговоров со своими же бывшими сокурсниками. Это значительно упростило бы процесс достижения взаимного консенсуса.
Безусловно, проблемы принадлежности спорных территорий куда сложнее, чем описано в данной статье. Сложнее и глубже. Решать их крайне нелегко. Вот почему нужны такие программы. Напряженность в территориальной сфере стремительно нарастает. Нельзя терять ни минуты".
 
Популярные комментарии
Борис Хусаинов
26
Японцы не в курсе, и им видимо нужно обьяснять - у России нет территориальных споров с Японией.
Г Н
14
Правильно! Пусть в университете 6 лет изучают глобус Японии. Это будет крайне полезно.
Обсудить