Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Почему советский истребитель Як-3 оказался идеалом своей эпохи

TNI: советский самолет Як-3 стал идеалом своей эпохи

Истребитель Як-3 - ИноСМИ, 1920, 07.04.2025
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Советский истребитель Як-3 оказался идеалом своей эпохи, пишет обозреватель TNI. Он стал непревзойденным в боях с лучшими самолетами Люфтваффе во время Второй мировой войны и превратился в непреходящий символ русской мощи, отмечается в статье.
Брэндон Вайхерт
Эта птица — непреходящий символ советского сопротивления и стойкости в самые мрачные дни Великой Отечественной войны.
Преданный мнимыми “союзниками” и захваченный врасплох блицкригом, летом 1941 года Советский Союз оказался в тяжелейшем положении, когда нацистские войска и танки хлынули рекой на его территорию. Нацистам удалось проникнуть глубоко в европейскую часть Советской России и даже приблизиться к Москве, прежде чем Красная Армия отбросила их назад.
Советский контрудар против вторгшихся нацистов завершился одним из величайших боевых крещений за всю военную историю.
Залогом адаптации советских защитников и их выживания в борьбе с силами Третьего рейха стало создание целого ряда передовых систем — от основных боевых танков до боевых самолетов. Одной из таких легенд стал истребитель Як-3 КБ Яковлева. Во время Второй мировой войны эти самолеты составили костяк советских ВВС, а в дальнейшем предопределили развитие боевой авиации на десятилетия вперед.

История Як-3

Легкий и маневренный, Як-3 разрабатывался для противодействия грозным боевым самолетам Люфтваффе на Восточном фронте. Самолет поступил на вооружение в 1944 году и, попав в самое пекло войны с гитлеровской Германией, очень скоро снискал славу среди советских летчиков за исключительные характеристики и выдающиеся успехи.
Как и другие детища Яковлева, Як-3 ведет свою родословную от представленного в 1940 году Як-1. К 1943 году, когда после побед под Сталинградом и Курском чаша весов качнулась в сторону сталинского Советского Союза, ВВС искали боевой самолет, который бы мог соперничать на равных с новейшими истребителями нацистов, такими как легендарный “Мессершмитт” Bf 109G и “Фокке-Вульф” Fw 190.
Александр Яковлев и его команда отреагировали на запросы ВВС, усовершенствовав первоначальную конструкцию Як-1 и поставив во главу угла снижение веса и аэродинамическую эффективность. В результате на свет появился Як-3. Самолет впервые поднялся в воздух в конце 1943 года и поступил в массовое производство в начале 1944 года.

Истребители Як — мечта минималиста

Типичный образчик советской конструкторской мысли, Як-3 был образцом минимализма. Весом чуть менее 2 700 килограммов при полной загрузке, он был значительно легче аналогов, что и послужило залогом его выдающейся маневренности. С другой стороны, в самой его конструкции отразился присущий советской военной экономике дефицит ресурсов.
Например, планер Як-3 сочетал в себе металлический каркас с фанерной и тканевой обшивкой. Этот практичный компромисс позволял экономить дефицитные материалы вроде того же алюминия, сохранив при этом структурную целостность. Хотя этот конструктивный поход предполагал неизменные жертвы (особенно в отношении высотных характеристик), относительно небольшие размеры Як-3 и малый радиус поворота сделали его непревзойденным в боях на малых и средних высотах, где и развернулось большинство сражений на Восточном фронте.
Як-3 был оснащен 12-цилиндровым V-образным двигателем Климова ВК-105ПФ-2 с жидкостным охлаждением мощностью 1 300 лошадиных сил, который разгонял самолет до максимальной скорости порядка 650 километров. Як-3 не был быстрейшей птицей Второй мировой, он стал одним из лучших по ускорению и скороподъемности: высоты в пять тысяч метров он достигал всего за четыре минуты!
Вооружение самолета состояло из 20-миллиметровой пушки ШВАК, стрелявшей через ступицу винта, и двух 12,7-миллиметровых пулеметов Березина УБС, установленных над двигателями — для истребителя эта огневая мощь была достаточной.

Советские летчики обожали Як-3

Як-3 впервые принял участие в масштабных боевых действия в ходе летнего наступления СССР. Операция “Багратион” вошла в историю разгромом немецкой группы армий “Центр”. В составе элитных подразделений, таких как 402-й и 303-й истребительные авиаполки, Як-3 достойно показал себя в борьбе с лучшими самолетами Люфтваффе.
Советские летчики, среди которых было немало закаленных в боях ветеранов сурового Восточного фронта, полюбили этих птиц. За впечатляющую маневренность Як-3 даже прозвали “Танцором”. Немецким летчикам тем временем было приказано избегать столкновений с “Яками” на малых высотах без явного тактического преимущества — это было очевидное признание превосходства советской машины в ближнем бою.
Интересно, что одним из самых прославленных подразделений Як-3 стал полк “Нормандия-Неман”, в котором эскадрилья Свободной Франции сражалась бок о бок с Советами. Оснащенный “Яками” в 1944 году, полк добился выдающихся боевых успехов, сбив десятки боевых самолетов нацистов и снискав похвалу как от французского, так и от советского командования.
К концу войны эскадрилье Свободной Франции разрешили перегнать свои “Яки” на родину. Этот подарок от Сталина стал редкой честью и подчеркнул престиж самолета.
Дешевизна в производстве: Советы выпустили тысячи самолетов
Не менее впечатляющим оказался и производственный цикл Як-3. С 1944 по 1946 годы было выпущено более 4 800 самолетов. Это говорит о том, что СССР мог наладить массовый выпуск эффективных разработок даже в последние годы войны. “Яки” несли службу в составе советских ВВС и стран Восточного блока до конца 1940-х годов, хотя в начале холодной войны их быстро затмили реактивные самолеты.
Однако самолет оказал долгосрочное влияние. Акцент на маневренности и простоте предопределил саму философию проектирования советских истребителей, которая проявилась и позднейших разработках, включая МиГ-15, господствовавший в небесах в годы Корейской войны.
Эта птица — непреходящий символ советского сопротивления и стойкости в самые мрачные дни Великой Отечественной войны. Успехи Як-3 против нацистских войск подняли моральный дух Красной Армии в трудную минуту и стали воплощением изобретательности советских инженеров несмотря на огромное давление — как внешнее со стороны гитлеровских полчищ, так и внутреннее со стороны сталинской тайной полиции.
Поэтому Як-3 следует считать не только символом Советского Союза. Он должен навеки остаться в истории как один из величайших боевых самолетов эпохи Второй мировой войны.
Брэндон Вейхерт — старший редактор по национальной безопасности в журнале The National Interest, старший научный сотрудник Центра национальных интересов и один из авторов Popular Mechanics. Регулярно консультирует различные государственные учреждения и частные организации по геополитическим вопросам. Публиковался во многих изданиях, включая The Washington Times, The National Review, The American Spectator, MSN, Asia Times и бесчисленное множество других. Автор ряда книг
 
Популярные комментарии
Villy_Churak
37
Я сам с ф-та ДЛА МАИ и лет 10 сидел в отделе, соседствуя столами, да и немного подружившись с внуком В.Я.Климова, генерал ного по разрабо ке мотора для Як-3. Да... Планер, вооружение, ..., но часто мы уступали немцам по моторам. А Климов умел отлично адаптировать западные прототипы под нашу промышленность. Улучшая их! От всех нас - огромное спасибо конструкторам советской военной техники! С наступающим вскоре уже (через месяц) 80летием Нашей Победы.!!!
b
bruzga
32
Уважаемые ИНОСМИ: если можно, то избегайте превосходных степеней в заголовке. Это вызывает некоторое недоумение и это как то по детски. Спокойная интонация на переводную статью вызывают большее доверие. Про новую субмарину - то же самое. Желтизна какая то. Это вредит вашему сайту. Спасибо.
Обсудить