Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Boeing помогал российской экономике. Сможет ли компания вернуться?

NYT: компания Boeing отказалась комментировать перспективы возвращения в Россию

Споттинг в аэропорту Внуково - ИноСМИ, 1920, 14.04.2025
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Компания Boeing перспективы возвращения в Россию комментировать отказывается, пишет NYT. Пока американский производитель выжидает, авиакомпании США, возможно, окажутся смелее: они крайне заинтересованы в открытии для них российского воздушного пространства.
Нирадж Чокши (Niraj Chokshi), Иван Нечепуренко
Послушай президента Владимира Путина, выходит, что российская экономика процветает, несмотря на западные санкции, становясь все более самодостаточной и переключаясь на новые рынки.
Но есть одна компания, чью утрату оплакивают даже российские чиновники: Boeing (“Боинг”).
Самолеты этого авиагиганта играют важнейшую роль в экономике России, соединяя города по всей стране. До российской спецоперации на Украине в 2022 году "Боинг" продавал Москве самолеты, обслуживал их и даже держал там крупный конструкторский центр. Кроме того, компания закупала в России титан — ключевой материал для современных самолетов.
Поскольку президент Трамп парадоксальным образом стремится к сближению с Москвой, компания может стать своего рода пробным шаром и поможет определить, вернутся ли американские компании, покинувшие Россию в начале спецоперации.
Boeing 787-9 китайской авиакомпании Hainan Airlines взлетает во время торжественного открытия нового рейса Милан - Чунцин  в аэропорту Мальпенса в Милане, Италия, 19 марта 2024 года. - ИноСМИ, 1920, 10.12.2024
Полеты над Россией: китайские авиалинии выиграли, а европейцы проигралиЕвропейские авиакомпании сокращают количество рейсов в Азию, а китайские, наоборот, открывают новые маршруты в Европу, пишет Politico. Причина в том, что Россия закрыла свое воздушное пространство для авиаперевозчиков из ЕС.
Компания ничего о перспективах возвращения не говорила и от комментариев для статьи отказалась. Но и препятствия весьма существенны.
Трамп оставил в силе санкции против российской авиации, которые дают ему рычаги воздействия на Путина на переговорах о прекращении боевых действий. Более того, американские отраслевики скептически оценивают саму коммерческую целесообразность возвращения "Боинга" в Россию. Это отражает огромный ущерб имиджу страны в американском корпоративном мире за три года спецоперации.
“Если бы выбор стоял так: вернуться в Россию или хлебнуть отбеливателя, — сказал консультант аэрокосмической отрасли Ричард Абулафия, — уверен, что стакан отбеливателя смотрелся бы привлекательнее”.
Вообще, российская экономика изумила сторонних наблюдателей тем, как стойко она выдерживает санкции и как быстро она отвернулась от Запада. Китайские автомобили заменили западные. Российские железнодорожные заводы, прежде работавшие с немецкой компанией Siemens, продолжили выпускать подвижной состав самостоятельно. Российская платежная система заполнила брешь, оставленную Visa и Mastercard.
К аналогичному повороту Путин стремился и в авиации: отечественные самолеты, заявил он в 2023 году, должны заполнить нишу, пустующую с уходом из страны западных авиапроизводителей. Россия вложила миллиарды в реконструкцию еще советской авиационной промышленности, однако эксперты не рассчитывают, что массовое производство полностью импортозамещенных авиалайнеров начнется раньше 2030 года.
Российский коммерческий авиапарк по-прежнему использует более 450 боингов и их европейских конкурентов производства компании Airbus. Эти самолеты — спасательный круг для страны, раскинувшейся на одиннадцати часовых поясах. По данным обработчика авиационных данных Cirium, они составляют больше половины пассажирского авиапарка.
Европейский союз, штаб-квартира Airbus, по-прежнему решительно против малейшего сближения с Россией. Компания Airbus также приостановила свою деятельность в России в 2022 году, хотя по-прежнему закупает там часть своего титана. Представитель компании заявил, что у нее имеются и другие поставщики металла, и она всегда стремилась разнообразить каналы поставок для максимальной устойчивости.
Пока что российские авиакомпании справляются, разобрав часть парка на запчасти и расконсервировав самолеты еще советской конструкции. Ведущая частная авиакомпания страны S7 приостановила эксплуатацию новейших самолетов Airbus, поскольку не может обслуживать их двигатели производства американской компании Pratt & Whitney (“Пратт энд Уитни”). Флагманский перевозчик “Аэрофлот” обратился для обслуживания широкофюзеляжных самолетов к Ирану.
После более чем трех лет санкций ситуация кажется все более зыбкой: текущий ремонт проводится без надзора производителей, и минимум часть узлов завозится в страну контрабандой.
Специалист по российской авиации из Высшей школы экономики в Москве Андрей Крамаренко отметил, что авиакомпании столкнулись с особой проблемой при обслуживании дальнемагистральных самолетов. Беспосадочные восьмичасовые перелеты через всю страну могут кануть в Лету.
“Все заинтересованы в том, чтобы иностранные поставщики вернулись в Россию через два-три года”, — считает Крамаренко.
В общем, даже если общий посыл Кремля сводится к тому, что Россия прекрасно справляется и без западных компаний, сами чиновники признают, что у российской авиации дела идут не лучшим образом.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил в пятницу, что Россия обратилась к администрации Трампа с просьбой снять санкции с “Аэрофлота” в рамках нормализации отношений между США и Россией.
Министр торговли Антон Алиханов заявил в этом месяце о “застрявших” в США запчастях к самолетам на 500 миллионов долларов, которые Россия закупила еще до санкций. Первый вице-премьер России Денис Мантуров заявил в феврале, что в случае, если компания "Боинг" “готова вернуться, мы готовы это рассмотреть”.
А в интервью на полях конференции в Нью-Дели в прошлом месяце высокопоставленный российский законодатель Вячеслав Никонов заявил, что хотел бы, чтобы "Боинг" вернулся, потому что стране нужны запчасти и потому что обновление парка “тоже было бы интересно”.
Ключевые авиационные узлы продают и другие крупные американские компании — например Honeywell и General Electric. Но ни одна из них не упоминала о планах вернуться в Россию.
Даже если "Боинг" вернется, отмечают аналитики, отношения вряд ли будут столь же глубокими, как до спецоперации, когда у компании был лётный учебный городок в Москве, а ее руководство встречалось с Путиным.
Более того, у "Боинга" обширный бизнес и без России, на которую приходится лишь небольшая доля мирового рынка самолетов и запчастей. У компании более 5 500 невыполненных заказов на коммерческие самолеты, и она старается изо всех сил увеличить объемы производства — выпуская десятки самолетов в месяц.
“Сейчас в отрасли нет никаких тормозов спроса, — рассуждает консультант по аэрокосмической отрасли и управляющий директор фирмы AeroDynamic Advisory Ричард Абулафия. — Проблема кроется в предложении. Это продолжается уже пять лет и будет продолжаться еще столько же”.
Кроме того, Россия пошатнула веру всей мировой авиационной отрасли, конфисковав после введения санкций в 2022 году сотни арендованных самолетов. Иностранные владельцы самолетов понесли многомиллиардные убытки, а достоверность эксплуатационной документации поставлена под сомнение.
“Эти самолеты навеки заклеймены, — сказал основатель и генеральный директор консультационной компании ACI Aviation Квентин Брази. — Что с ними было за время эксплуатации и обслуживания в России? Никто не поручится”.
Но и у России есть свои преимущества. До спецоперации 2022 года она была крупнейшим поставщиком титана для коммерческих лайнеров боинг. По словам Абулафии, этот металл составляет до 15% веса модели 787 Dreamliner.
Однако компания "Боинг" диверсифицировала поставки и, по словам аналитиков, не испытывает острой нужды в российском титане.
По-видимому, Россия заинтересована в более обширном соглашении, чтобы США сняли санкции с российской авиации. Экономический посланник Кремля Кирилл Дмитриев заявил после встреч с официальными лицами в Вашингтоне в этом месяце, что ведется “активная работа” по восстановлению прямых рейсов между Россией и США.
Представитель американского коллеги Дмитриева Стива Уиткоффа отказался комментировать ход переговоров, которые пока не привели к прорывам в отношениях между США и Россией, даже несмотря на пятничный визит Уиткоффа в Россию. Госсекретарь Марко Рубио сообщил журналистам после визита Дмитриева, что ничего о восстановлении прямых рейсов в Россию не слышал.
Восстановление рейсов наверняка приведет к тому, что страны снова откроют воздушное пространство для самолетов друг друга. Это пойдет на пользу авиакомпаниям США, которым приходится летать по ряду направлений в Азию вокруг России.Авиакомпаниям из Европы, Южной Кореи и Японии доступ в российское воздушное пространство также запрещен.
“Это стало бы конкурентным преимуществом перед европейскими и остальными авиакомпаниями”, — сказал президент Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) в Москве Александр Дынкин.
Дынкин добавил, что восстановление связей с "Боингом" будет тем важнее, поскольку Европа по-прежнему решительно против восстановления связей с Россией.
“Что касается Airbus, то нам даже не с кем поговорить, — заключил Дынкин, который консультирует российский МИД. — Но с "Боингом" мы поговорить можем”.
Статья написана при участии Эдварда Вона из Вашингтона и Майкла Кроули из Брюсселя
 
Популярные комментарии
Д
Денис Давыдов
67
Автор выдает желаемое за действительное. Россия вполне успешно развивает свою авиастроительную отрасль. И если Боингов у нас еще лет десять не будет - мы наконец восстановим свое самолетостроение полностью. Уже новый двигатель с нуля в производство пустили, а многие ли в мире на это способны, тем более в одиночку? А учитывая все последние катастрофы и скандалы с некачественной сборкой Боинга - возникает вопрос зачем он нам в принципе? Китайцы кстати уже начали отказываться от Боинг 787. Для начала. Так что тут проглядывают невеселые перспективы для компании, которая и так переживает черную полосу после провала их космического корабля...
Sezar Prima
65
Будет большой ошибкой снова запустить этих американцев к нам. При Ельцине целую авиамоторостроительную отрасль пустили под нож. Враги, по другому не назвать! Среднемагистроальную нишу нужно забрать навсегда. Мы сами можем строить самолёты.