https://inosmi.ru/20250422/frantsisk-272710803.html
Римская церковь теперь будет иной: времена либерального католицизма прошли
Римская церковь теперь будет иной: времена либерального католицизма прошли
Римская церковь теперь будет иной: времена либерального католицизма прошли
Аудиенция, которую дал папа Франциск вице-президенту США Вэнсу, символически обозначила разрыв между прошлым и будущим католической церкви, пишет The European... | 22.04.2025, ИноСМИ
2025-04-22T13:08
2025-04-22T13:08
2025-04-22T13:12
сша
рим
the european conservative
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/22631/76/226317673_0:166:2000:1291_1920x0_80_0_0_90d46c16feea4df334a29065e43c949e.jpg
Последним сановником, с которым папа Франциск встретился в своей земной жизни, был перешедший в католицизм американский вице-президент Дж. Вэнс, критиковавший понтифика за его либеральные взгляды на массовую миграцию. В этом есть нечто глубоко символичное. Сцена, где мы видим двух мужчин, которых разделяет разница в возрасте в 48 лет и всего один метр расстояния, символизирует уход католицизма одного вида и усиление другого.Когда Хорхе Бергольо в 2013 году стал папой римским, прогрессивные католики выразили надежду на "эффект Франциска", полагая, что его приход приведет к либерализации католического учения и практики, вернув в лоно церкви миллионы разочаровавшихся в непреклонном консерватизме Рима, а также привлечет неофитов, стремящихся стать составной частью более "инклюзивной" церкви. Франциск разочаровал наиболее радикальных реформаторов, однако он явно накренил челн Петра на левый борт (то есть стал править в левую сторону). Особенно наглядно это проявилось в его бессердечии по отношению к католикам-традиционалистам, которых он часто оскорблял в своих публичных выступлениях.Но никакого эффекта Франциска не было в плане масштабного обновления. Например, в США движение прогрессивных семинаристов образца Второго Ватиканского собора, которому отдавал предпочтение Франциск, в период его понтификата прекратило свое существование в духовных семинариях. Пока понтифик из года в год демонстрировал неопределенность в вопросах доктрины и порождал хаос в управлении церковью, многие молодые люди принимали католичество не благодаря ему, а вопреки.Дж. Вэнс как раз из этой категории. Ясности ради надо сказать: нет никаких свидетельств того, что папство Франциска как-то повлияло на решение вице-президента принять в 2019 году католическую веру. Но я могу вам сказать, что когда мой друг Вэнс впервые рассказал мне о своем намерении стать католиком, это во многом было связано с тем, что многие вызывавшие у него восхищение американские интеллектуалы принадлежали к католицизму. Более того, они были консервативными католиками. То есть эти мужчины и женщины в политическом плане могли занимать правые позиции, а могли и не занимать; тем не менее, они твердо придерживались строгого понимания католического богословского учения.В написанном в 2020 году для журнала The Lamp очерке Вэнс объяснил свое решение стать католиком. Воспитанный в духе "невоцерковленного" народного протестантства (его любимая бабушка Мамо была инстинктивно настроена против католичества), Вэнс в молодости стал морским пехотинцем и так называемым "неоатеистом" — приверженцем движения, которое было весьма популярно в первом десятилетии нашего века.Со временем он начал сомневаться. Он встречался с людьми, которые приводили его к мысли о том, что в христианстве есть нечто гораздо большее, чем ему казалось. Потом Вэнс прочел шедевр богословской и политической мысли "О граде Божьем", написанный в начале пятого века величайшим святым западной церкви Аврелием Августином Иппонийским. Вэнс обнаружил, что Августин сформулировал истину, которую он сам "давно чувствовал, но не мог выразить".Истина, поразившая Вэнса, состоит в следующем: мы тратим слишком много времени на потребление и удовольствия, и очень мало времени посвящаем долгу и добродетели. Вэнс пишет: "Это была лучшая критика современной эпохи, какую я когда-либо читал". Он продолжает:"Именно это озарение больше всего прочего привело меня не просто к христианству, а к католичеству. Хотя Мамо не была знакома с литургией, с римским и итальянским культурным влиянием и с иностранным папой, я начал постепенно видеть в католицизме ближайшее к ее типу христианства выражение: одержимость добродетелью, но с осознанием того, что добродетель формируется в широком общественном окружении; сочувствие кротким и бедным, но без отношения к ним в основном как к жертвам; защита детей и семей с учетом того, что необходимо для их благополучия. И прежде всего, вера, сосредоточенная на Христе, который требует от нас совершенства, хотя беззаветно любит нас и легко прощает".Сам я не католик, но я познакомил моего друга с молодым священником-доминиканцем, который, как мне было известно, придерживался здравых доктринальных взглядов, как и все члены этого ордена на Восточном побережье. Год спустя Дж. Вэнс пригласил меня в Цинциннати, где он в то время жил, на официальную церемонию приема в католическую церковь. Это была честь — стать свидетелем столь важного события в жизни моего друга, а также в жизни моей страны и мира, ибо через какое-то время мой друг победил на выборах и стал вице-президентом.Обратите внимание: в написанном в 2020 году очерке Вэнс отметил: "Я стал убеждаться, что очень многие американские католики не проявляют должного почтения к папскому престолу, относясь к папе римскому как к политическому деятелю, которого можно критиковать или хвалить по собственному усмотрению". В этом году папа Франциск сделал явный риторический выпад в сторону вице-президента, ставшего католиком и выступившего в защиту миграционной политики администрации Трампа.Вэнс воспринял критику покорно и почтительно, назвав себя "католиком в младенчестве" и указав на свою неопытность в вопросах веры. Но от своих взглядов он не отказался. Ранее он обосновал их со ссылкой на католическое учение по поводу латинского термина ordo amoris, или "порядок любви". Согласно взглядам Августина, добродетель — это упорядочение наших чувств и привязанностей по степени соответствующей им любви. Вэнс утверждал, что хотя у христиан есть нравственный долг милосердия по отношению ко всем, у нас есть и более важный долг по отношению к нашим близким: родственникам, соседям, соотечественникам. Именно поэтому, говорит Вэнс, государства обязаны сдерживать миграцию ради всеобщего блага.Это резко противоречит сентиментальному гуманизму Франциска, который, похоже, ничего не требует от самих мигрантов, но требует многого от тех стран, которые их принимают. Кроме конкретного вопроса миграции в противоречиях между папой римским и этим католическим политиком мы видим заметную разницу между католичеством более ранней эпохи, когда Франциск мог посчитать "хорошим католиком" политика, выступающего за аборты, ЛГБТ* и открытые границы — типа Джо Байдена, и тем католичеством, которое нарождается сейчас.Вэнс не является сторонником традиционной латинской мессы (консервативное течение внутри католической церкви, его адепты не принимают изменения, привнесенные в богослужебную практику Вторым Ватиканским собором, — прим. ИноСМИ), и насколько мне известно, сам он не участвует в богословских спорах, идущих внутри католицизма. Но он новообращенный рубежа тысячелетий, и к католичеству его влечет ум и сердце, а также глубокие интеллектуальные корни. На этот ковчег Вэнса призвали не отцы Второго Ватиканского собора, а епископ Гиппона Августин и его неувядающая мудрость. Как оказалось, попытки "обновить" католическую церковь, чтобы согласовать ее взгляды со взглядами современного мира, сделали ее непривлекательной для тех, кто молит о спасении, не желая утонуть в "текучей современности", как выразился социолог Зигмунт Бауман.В этот пасхальный сезон в западных странах резко увеличилось число желающих перейти в католичество. В этом году пришлось временно прекратить онлайн-регистрацию желающих принять участие в трехдневном паломничестве из Парижа в Шартр, в котором обычно принимают участие до 18 тысяч молодых католиков-традиционалистов, потому что число паломников выросло неимоверно.Что-то происходит в нашем мире. Происходит что-то большое и важное. Будущее католичества, по крайней мере, в старых странах западного христианства будет больше похоже на то, чего придерживается Дж. Вэнс, и гораздо меньше на католицизм Хорхе Бергольо. Тем не менее оба они остаются братьями по вере — и это переходит границы земной жизни. Когда вице-президент узнал о кончине Франциска, он написал в Х:"Только что узнал о кончине папы римского Франциска. Сердцем я сейчас с миллионами христиан со всего мира, которые любили его. Я был счастлив увидеться с ним вчера, хотя он совершенно очевидно был очень болен. Но я навсегда запомню его за те пастырские наставления, которые он давал в самые первые дни COVID. Да упокоит Господь его душу"."Я был счастлив увидеться с ним вчера, хотя он совершенно очевидно был очень болен", — написал Вэнс. У меня нет сомнений, что человек христианской добродетели, каким в своем младенческом католическом сердце является Дж. Вэнс, надеется и молится о том, чтобы когда-нибудь встретиться с Франциском на небесах, где нет боли и страданий.* Движение ЛГБТ признано экстремистским и запрещено в России
/20250421/svyatoy-prestol-272695383.html
/20250218/vens-271885464.html
сша
рим
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2025
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/22631/76/226317673_243:0:2000:1318_1920x0_80_0_0_b9353f3f59b2d7522887dacdad75229a.jpgИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
сша, рим, the european conservative